История

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ

Осенью 1940 года Горьковский театр музыкальной комедии приехал на шестимесячные гастроли в Иркутск.
17 октября театральный сезон был открыт опереттой В. Александрова «Свадьба в Малиновке».
В марте 1941 года по просьбе иркутян театр был стационирован в Иркутске и стал называться Иркутский областной театр музыкальной комедии.
Создателем театра и его первым директором стал известный актер Л. Сагайдачный. Затем его сменил Ф. Блиц, тоже актер и один из организаторов театра.

Иркутскому областному музыкальному театру им. Н.М. Загурского 80 лет.

1941- 1950 г.г.

Во время войны в Иркутске размещаются госпитали. В театре музкомедии  были созданы концертные бригады, репертуар которых постоянно обновлялся. Все свое свободное время они проводили в шефской работе, обслуживали заводы, фабрики, колхозы, и, в первую очередь, госпитали и военнослужащих Иркутского гарнизона. Шефская деятельность настолько расширилась, что появилась новая форма обслуживания госпиталей под названием «День палат». Актеры играли концерты для лежачих раненых, переходя из палаты в палату. Концерты были смешные. Некоторые артисты проигрывали  свои концертные номера по 10-20 раз за день.

Ставились новые спектакли в немыслимо короткие сроки. За сезон ставилось по 7-9 премьер.

На сцене театра с большим успехом идут лучшие произведения И. Кальмана, И. Штрауса, Ф. Легара, Ж. Оффенбаха.

В тесном сотрудничестве с композитором С. Заславским и иркутским драматургом П. Маляревским  в 1942 году театр создает собственный оригинальный спектакль – антифашистскую музыкальную комедию «Под небом Праги».

Театр ведет настойчивую работу по утверждению на сцене советского репертуара, так как в 1949 году во всех театрах оперетты шла борьба с «безыдейностью, пошлостью, штампами и консерватизмом – наследием так называемого «венского репертуара».

Ярко и празднично прозвучали «Мечтатели» К. Листова в постановке А. Орлова, «Вольный ветер» И. Дунаевского в постановке режиссера Иркутского драматического театра Б. Шатрина , одна из лучших советских оперетт «Трембита» Ю. Милютина, поставленная режиссером А. Орловским. В репертуаре появились: музыкальные комедии «Ночь в июне» А.Рябова и М.Блантера, «Сорочинская ярмарка» А.Рябова,  оперетта  «Раскинулось море широко», «Свадьба в малиновке» Б.Александрова,  «Холопка» Н.Стрельникова.

Несмотря ни на что продолжалась гастрольная деятельность  театра.  В 1941 году   состоялись гастроли в Красноярск, 1942 год – Чита, Новосибирск, 1943 и 1944 год – Чита, в июле-августе 1945 года состоялись гастроли в Барнауле. В 1946 году театр побывал с гастролями в г. Уссурийск, в 1947 году – в Алма-Ате, в 1948 году – в Новосибирске, в 1949 году – в Чите, в 1950 году – в Чите и Владивостоке.

В годы войны в работе коллектива широко принимают участие артисты Киевского академического театра оперы и балета, находившиеся в это время в г. Иркутске, а также творческие работники, эвакуированные из Москвы и других городов страны.

 

Художественное руководство театром в эти годы осуществляли: главный режиссеры — Ленский В.О, Крыжицкий Г.К., Гросс Г.К., Храмченко А.Д.,  А. Орлов ( с 1948 года); главные дирижеры — Синицин Е.В.,  Хинкис Э.Г. ( с 1945 года); главные балетмейстеры —  Пальмов Н.В., Марголин Н.Б., Барский Л.Р.

Среди исполнителей – народный артист РСФСР Н. Загурский , заслуженные артисты РСФСР А. Воробьева, К. Жулина, Г. Гросс, М. Снегов, Г. Муринский, В. Пясковская, М. Викс. В репертуаре театра широко заняты засл. арт. РСФСР И. Рогозинская, Н. Каширский, солисты Л. Болотина, Г. Коржановский, М. Кувшинова, Е. Васильев.

Подробнее
1951-1960 г.г.

На должность главного дирижера приходит композитор А. С. Кулешов, главным художником становится Г. В. Будрин, с их именами связан большой период работы театра, десятки поставленных спектаклей.

В 1956 году коллектив театра создал спектакль о строителях Иркутской ГЭС «Огни сибирские». Музыку написал композитор – главный дирижер театра А. Кулешов, автором пьесы был артист театра Н. Каширский. Премьера спектакля состоялась 21 декабря – в день, когда Иркутская ГЭС дала первый ток. В течение двух сезонов спектакль прошел при переполненном зале 100 раз. На Всесоюзном смотре музыкальных театров спектакль «Огни сибирские» получил диплом I степени.

В 1958 году состоялся творческий отчет театра на гастролях в Москве. Были показаны спектакли «Левша», «Огни сибирские», «Холопка», «Свадьба в малиновке», «Сто первая жена», «Польская кровь», «Веселая вдова». За спектакль «Левша» театр получил диплом I степени.

При театре работают двухгодичные хореографические курсы. Наличие сильного балетного ансамбля солистов В. Быкановой, В. Кузнецовой, В. Скрыгина, Ю. Муринской, Л. Шаульской, Ю. Надейкина, В. Федотова и способной молодежи, окончившей курсы, дало возможность театру осуществить постановку ряда балетов. Впервые в истории театра поставлены  большие балеты «Коппелия» (в 3-х действиях) «Бахчисарайский фонтан» ( в 4-х действиях), «Эсмеральда» ( в 3-х действиях).

Гастрольная деятельность не останавливается:

В 1951 году театр  гастролировал по Иркутской области, 1952 год – Чита, 1953 год – Новосибирск, 1954 год – Красноярск, Томск, Чита, 1955 год — театр совершил большую гастрольную поездку по Иркутской области на пароходе по рекам Лене и Витиму до г. Бодайбо и показал свои спектакли в 27 населенных пунктах. 1956 год – города Улан-Удэ и Чита, 1957 год – Новосибирск, Красноярск, 1958 год – Москва, Рязань, 1959 и 1960 годы – гастроли по Иркутской области.

Директором  театра был Блиц Ф.А. Художественное руководство осуществляли главный режиссер Орлов А.Н., главный дирижер Кулешов А.С., главный балетмейстер Эджубова Е.Д.

Подробнее
1961-1970 г.г.

Директором театра становится засл. арт. РСФСР Н. М. Загурский , впоследствии получивший звание народного артиста РСФСР. Сочетая в себе замечательного артиста и режиссера с даром администратора и воспитателя, он внес огромный вклад в развитие театра.

Главный дирижер театра А. Кулешов пишет музыку, иркутский писатель Н. Чаусов – пьесу о революционных событиях на Лене «Желтый дьявол». Премьера спектакля в постановке Н. Загурского состоялась 18 марта 1961 года.

В 1962 году на Всесоюзном смотре музыкальных театров за спектакль «Простор широкий» театр получил диплом II степени.

Осуществлена еще одна большая классическая балетная постановка, на этот раз балет  в 3-х действиях «Корсар».

22 апреля  1970 года  состоялась премьера балета «Даурия», поставленного по роману Константина Седых. Автор музыки А.Кулешов, автор либретто режиссер Э.Корсаков, балетмейстер-постановщик Н.Пасикова, художник спектакля Ю. Суракевич. Балет с сибирским сюжетом был очень тепло принят и зрителями, и критиками. Главные партии исполнили молодая балетная пара А.Щипачева и В.Щипачев.

Энтузиазм и композиторская деятельность А. Кулешова оставили заметный след в истории театра. Кроме создания таких полотен, как «Огни сибирские»,  «Желтый дьявол» , «Даурия», им были написаны и поставлены «Кошкин дом», спектакли для детей «Муха-Цокотуха», «Красная шапочка», «Тайна золотого багульника», «Аленький цветочек».

В то время ежегодно играли по 300-400 спектаклей. Нужно было зарабатывать на жизнедеятельность театра. Тогда 85% своих расходов театр обеспечивал собственными доходами.

Каждую премьеру первое время играли по 10, а то и больше раз в месяц. Это помогало актерам «выграться» и потом уже не требовалось репетиций.  Кроме того, эта система помогала «раскрутить» премьеру, организовать вокруг нее ажиотаж.

Театральная труппа пополнилась новыми молодыми артистами. В Иркутск приехали Тамара Лагунова, Виктор Жибинов (впоследствии получивший звания заслуженного и народного артиста России), Николай Хохолков (народный артист РФ), Светлана Анкудинова, Лидия Сафонова, Людмила Любименко.

Летом выезжали на гастроли на 3-4 месяца плюс кратковременные гастроли по Иркутской области. Кроме уже традиционных Читы и Улан-Удэ, в 1964 году побывали в Пензе и Куйбышеве, в 1965. 1966 и 1969 годах – в Алма-Ате, Целинограде и Караганде, в 1970 году – в Пензе, Уфе, Астрахани.

Подробнее
1971-1980

В 1972 году театр постигло несчастье – пожар, значительно повредивший сцену и зрительный зал. На протяжении нескольких месяцев спектакли приходилось играть в клубе завода им. Куйбышева, в Доме офицеров, в театре юного зрителя и в драматическом театре, на площадках Домов культуры Ангарска. К марту следующего года театр был полностью реконструирован и в конце марта состоялась премьера оперетты В. Мурадели «Москва – Париж – Москва», поставленная режиссером И. Фаликовым.

Значимыми были гастроли 1972 года – Самарканд, Навои, Ташкент, Фрунзе. Во время гастролей осуществлялись постановки новых спектаклей.

В 1973 году в театр пришли новый главный режиссер М. Я. Лукавецкий и главный дирижер Э. С. Тобиаш, главный балетмейстер С.А.Хутыз. Спектакль «Акулина», поставленный ими к юбилею А. С. Пушкина, получил диплом I степени на смотре пушкинских спектаклей.

Коллектив театра  успешно выступил с творческим отчетом в Ленинграде во время гастролей 1974 года (Ленинград, Калинин, Таллин).

Театральная труппа в эти годы была отлично укомплектована по возрасту  и амплуа. Продолжали успешно работать ветераны театра: Виктор Брагин, Евгений Васильев, Антонина Комарова, Вера Пясковская; блистали Елена Волошина и Макс Шнейдерман; бывшая молодежь Виктор Жибинов и Николай Хохолков стали признанными мастерами и получили звания заслуженных артистов России; Людмила Любименко выросла в ведущую героиню; Лидия Сафонова становилась опытной артисткой. В театре было много талантливых молодых артистов: Б.Артеменко, Н.Горбунова, В.Дычинский, Н.Данилина, Г.Данилин,В.Ермошкина, Н.Таланова, Н.Унд, котрые росли от роли к роли. Приехали из Рижской оперетты выпускники Одесской консерватории Ерофей Васильев, Надежда Васильева, Виктор Лесовой.

Было создано немало удачных разноплановых спектаклей как современных авторов, так и классиков оперетты.

В 1977 году Загурский Н.М. вышел на пенсию и вместе с женой В.Пясковской уехал из Иркутска.

Подробнее
1981-1990

Состоялся творческий отчет театра в Москве. На сцене Московского театра оперетты и в театре сада «Эрмитаж» были показаны лучшие спектакли: «Бабий бунт», «Товарищ Любовь», «Любовь не виновата», «Летучая мышь», «Цыганский барон», «Учитель танцев», «Сказка о храбром Богатыре и коварной Бабе-Яге».

 

Главный балетмейстер театра засл. деятель искусств РСФСР Н. А. Катугин создает балет на музыку московского композитора В. Кикты, по мотивам поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», посвященный памяти декабристов и их жен «Свет мой, Мария!». Этот поэтический, наполненный гражданским звучанием спектакль получил высокую оценку театральной общественности и выдвигался на соискание Государственной премии.

В 1986 году в театр пришли новый директор Д.В.Скоробегов и  главный режиссер Н. В. Печерская. С их приходом театр старается представлять зрителям классические оперетты в наиболее полном виде, раскрывая многочисленные традиционные купюры.

Театр участвует в смотре лучших спектаклей театров музыкальной комедии в г. Свердловске, где показывает свой спектакль «Дорогая Памела», поставленный Н. В. Печерской. В труппу театра влилась большая группа молодых солистов, окончивших театральные ВУЗы страны: Николай Мальцев (ныне народный артист РФ), Вячеслав Варлашов (ставший впоследствии заслуженным артистом РФ), Софья Якубова, Николай Нестеров, Николай Прошин, Елена Жукова, Елена Бондаренко (ныне заслуженная артистка РФ), Владимир Попов (ныне заслуженный артист РФ). В актерский цех переведен Владимир Яковлев (ныне народный артист РФ).

Иркутский театр музыкальной комедии получает статус музыкального театра и переезжает в новое здание, которое открывает 5 января 1990 года премьерой оперы Ж. Бизе «Кармен».

Подробнее
1991-2000

В театр приходит новый главный дирижер Н. Р. Сильвестров. Театр продолжает свое становление в новом статусе — выпускает оперу Дж. Верди «Травиата».

Становление театра в своем новом статусе выразилось в расширении жанровой направленности музыкальной деятельности и повышении мастерства вокалистов.

В марте 1991 года театр отметил свое 50-летие. Высоким званием «Народный артист России» удостоены Е.К.Волошина и Н.И.Хохолков. Заслуженным артистом России стал Е.К.Васильев, заслуженным работником культуры – концертмейстер Т.Лесовая. Позже звания заслуженных артистов России получили В.В.Дычинский, Н.А.Прошин и артист оркестра М.А.Гольдапель.

В связи с работой в новых экономических условиях театр терпит финансовые затруднения, увеличивает количество премьер, но не снижает свои творческие требования и продолжает выпускать спектакли в жанре оперы, балета, оперетты и мюзикла.

Главный балетмейстер Ю.Хисамов поставил несколько балетных спектаклей, как классических («Шопениана»), так и современных  («Ангел» на музыку «Битлз»), что порадовало иркутских  любителей балета.

В 1996 году главным балетмейстером стал Ю.Надейкин. Балет «Щелкунчик» в его постановке был признан лучшим спектаклем года и удостоен губернаторской премии. Главные роли исполняли Ирина Козаренко, Мария Чистякова , Анна Ростова, Феликс Григорян, Игорь Халеев.

29 февраля 1996 года состоялась премьера рок-мистерии на музыку А. Рыбникова «Юнона» и «Авось», совместной постановки музыкального театра и Театра пилигримов под руководством В. Соколова. Постановку спектакля осуществила главный режиссер Иркутского музыкального театра Н. Печерская. С тех пор спектакль имеет неизменный успех у публики, постоянно проходит при переполненном зале. Зачастую гастроли театра открываются именно этой рок-оперой.

В результате сотрудничества с Театром пилигримов, кроме «Юноны и Авось», появились постановки популярных рок-опер «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова, детские сказки: «Бременские музыканты» на музыку Г. Гладкова и «Муха-цокотуха» на музыку В. Соколова. Владимир Антипов и Александр Айдаров из Театра Пилигримов стали работать  в Иркутском музыкальном театре.

В 1997 году рок-оперы возили в Москву. Успех был потрясающим! Хвалебные статьи критиков и зрительские овации дали артистам заряд бодрости на долгие годы.

Опера «Каменный гость» получила почетный диплом и первую премию на Пушкинском фестивале в 1999 году. В этом спектакле критиками положительно были отмечены Николай Нестеров, Елена Жукова, Андрей Данилов, Евгений Васильев, Вячеслав Варлашов, Тамара Миллер, Лариса Перова.

В мае 1998 года уходит на пенсию Дмитрий Скоробегов. Директором театра становится Владимир Константинович Шагин. Главным балетмейстером приглашена Людмила Цветкова.

В 1999 году в театр пришли  работать выпускники театрального училища, курс «артист музыкального театра», которых подготовила  Наталья Печерская. Это помогло «омолодить» труппу.

Гастроли в эти годы были, несмотря на сложные перестроечные события в стране: 1991 год – Улан-Удэ, Владивосток, 1993 год – Ярославль, 1994 год – Чита, 1997 год – Чита, Москва, 1998 год – по Иркутской области, 1999 год – Кемерово, Владивосток, 2000 — Ярославль.

Подробнее
2001-2010

Театру исполняется 60 лет. По инициативе Шагина В.К., постановлением губернатора Иркутской области Б. А. Говорина Иркутскому областному музыкальному театру присвоено имя народного артиста РСФСР Николая Матвеевича Загурского.
Главный балетмейстер Людмила Цветкова ставит интересные балеты «Сотворение мира» на музыку современного композитора А.Петрова, рок-балет «Серебрянная нить или Там, где кончается явь…», «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева, «Щелкунчик» с авторским либретто, рок-балет «Кармен». В том же стиле получился модерн-балет «Ангелы смерти» в постановке … Эти постановки были обращены к молодежной аудитории, и имели успех.
В штате театра появляются рок-группа EXTROVERT и ансамбль «Доктор Джаз».
После отъезда из Иркутска Н. В. Печерской в 2005 году, в театре так и не появилось нового главного режиссёра. На постановки спектаклей приглашались постановщики из других театров, городов и стран. Наиболее яркими получились премьеры спектаклей «Звуки музыки» (режиссёр Ю. Александров), «Дон Жуан в Севилье» (Б. Лагода), «Призрак замка Кентервиль» (В. Бархатов), «Коммуна «Любовь» (М. Поляков), «Русский фантом» (С. Цирюк), «Летучая мышь» (Ю. Лаптев), балетов «Ромео и Джульетта» и «Щелкунчик».

Состоялись гастроли театра в городах Ташкент, Челябинск, Минск.
Международной академией культуры и искусства Иркутскому музыкальному театру им. Н. М. Загурского присвоен статус «Национальное достояние России — 2010». Директор театра В. К. Шагин становится лауреатом общественной премии «Виват, Маэстро — 2010».

Спектакль «Граф Люксембург» в постановке Сусанны Цирюк номинируется на театральную премию «Золотая маска». Также состоялись премьеры спектаклей «Скрипач на крыше» и «Цезарь и Клеопатра» (режиссёр В. Подгородинский), «Бонни и Клайд» (А. Бонштейн), «Евгений Онегин» (Л. Налетова), «Багдадский вор» (В. Вавилов), «Сорочинская ярмарка» (И. Мякишева), «Кармен» (балетмейстер Л. Цветкова).

Состоялись гастроли театра в городах Владивосток и Челябинск.

С приходом на пост директора театра В. К. Шагина театр возобновляет активную гастрольную деятельность. Состоялись гастроли театра в городах Ярославль (2000 г.), Воронеж (2001 г.), Киев (2002 г.), Астрахань (2004 г.), Владивосток (2005 г.).

Из премьер этих лет можно выделить спектакли «Сильва» (режиссёр В. Цюпа), «Ордер на убийство» (режиссёр П. Степанов), «Моя прекрасная леди», «Целуй меня, Кэт!», «Человек из Ламанчи» (режиссёр Н. Печерская), балеты «Серебряная нить, или Там, где заканчивается явь», «Золушка».

В апреле 2005 г. состоялась премьера оперетты на музыку И. Дунаевского «Белая акация», последней постановки Н. В. Печерской на посту главного режиссёра театра. После закрытия сезона Наталья Владимировна покидает театр и уезжает в Москву.

Подробнее
2010-2011

Международной академией культуры и искусства Иркутскому музыкальному театру им. Н. М. Загурского присвоен статус «Национальное достояние России — 2010». Директор театра В. К. Шагин становится лауреатом общественной премии «Виват, Маэстро — 2010».

Спектакль «Граф Люксембург» в постановке Сусанны Цирюк номинируется на театральную премию «Золотая маска». Также состоялись премьеры спектаклей «Скрипач на крыше» и «Цезарь и Клеопатра» (режиссёр В. Подгородинский), «Бонни и Клайд» (А. Бонштейн), «Евгений Онегин» (Л. Налетова), «Багдадский вор» (В. Вавилов), «Сорочинская ярмарка» (И. Мякишева), «Кармен» (балетмейстер Л. Цветкова).

Состоялись гастроли театра в городах Владивосток и Челябинск.

4 ноября 2011 года праздничным гала-концертом театр отметил свой 70-летний юбилей.

Подробнее
Премьерные спектакли 2020 года

— Музыкально-сатирическая комедия в 2-х действиях «Светлое будущее» (29 февраля 2020 года)

Музыка В.Баскина, сценическая редакция О.Солода по пьесе В.Катаева «Дорога цветов», тексты музыкальных номеров Н.Голя, постановщики В.Данцигер и Т.Данцигер-Дельсаль, дирижёр-постановщик М.Тарасов

Подробнее
Дом актера

История здания Дома Актера

За небольшим уютным сквером около Драматического театра в Хасановском переулке находится одноэтажный деревянный особняк – Дом актера.

У этого дома интересное прошлое, наполненное бурными событиями.

В конце 19-го столетия, в 1895 – 1897гг. архитектором А.Кузнецовым был построен дом в стиле деревянного модерна.

Дом строился для Нерчинского купца–золотопромышленника  Михаила Дмитриевича Бутина (октябрь 1836г. — 07.04.1907г.,  в свое время его называли Забайкальским  Демидовым).

Купец 1-ой гильдии Михаила Дмитриевич Бутин происходил из семьи нерчинского купца 3-ей гильдии Дмитрия Михайловича Бутина. Предпринимательскую деятельность он начинал вместе с братом Николаем в качестве приказчика в фирме крупнейших забайкальских купцов Кандинских. После разорения фирмы в 1858г. Бутины стали владельцами магазинов Кандинских.

В 1866г. основали «Торговый дом братьев Бутиных», который вскоре весьма успешно развернул свою деятельность. Братья вели широкие операции по торговле хлебом, вином, мануфактурными товарами, владели Николаевским (с 1872 по 1896гг.) и Лучихинским (с 1892 по 1896гг.) металлургическими заводами, выпускавшими сельскохозяйственные орудия, «изделия для приисков» и детали для пароходов. Бутиным принадлежали три винокуренных и один солеваренный заводы, около 50 золотых приисков, где работали усовершенствованные золотопромывательные машины. Ими был организован Нерчинский городской общественный банк.

Братья вели роскошный образ жизни. Американец А. Кеннан, путешествовавший по Сибири, был поражен домом Бутиных в Нерчинске, он назвал этот дом сказочным дворцом «Алладина». Дом был выстроен в мавританском стиле, имел прекрасный зеркальный зал, паркет из даурского красного дерева, витражи, картины, библиотеку, в которой было более 29 тыс. томов лучших периодических изданий России, Европы, Америки.

Но «Империя» Бутиных оказалась недолговечной. Основную часть капитала составлял кредит, полученный в Москве, Нижнем Новгороде и за границей. В начале 1880-х в Сибири разразился торговый кризис (товарная масса резко превысила платежеспособность населения).

Используя момент, конкуренты Бутиных (Иркутские коммерсанты И.С.Хаминов, И.Базанов и другие), действуя за спиной московских кредиторов, объявили о банкротстве Бутиных. В 1882г. кредиторы учредили «Администрацию по делам фирмы братьев Бутиных», отстранив их самих от руководства, более 10-ти лет Михаилу Дмитриевичу пришлось доказывать в суде свою платежеспособность. Бутин выиграл дело, но «администраторы» уже успели распродать многие предприятия, не забыв выплатить себе огромные гонорары. Иркутские губернские ведомости писали 8 декабря 1889г. о деле Бутиных: «Десятки присяжных поверенных и стряпчих выловили в этой воде очень кругленькое состояние».

После смерти брата Николая (04.09.1892г.) Михаил Дмитриевич ликвидировал свою фирму, а еще раньше, в 1884г. Бутин Михаил Дмитриевич переехал из Нерчинска в Иркутск.

В 1896 году выгодно продав металлургические заводы, отошел от дел. Большой природный ум, начитанность, огромная любознательность и работоспособность прославили Михаила Дмитриевича как человека незаурядного. Окончив только Нерчинское уездное училище в 1848 году, он уделял много времени самообразованию, деловым поездкам за границу, где можно было перенять опыт.

Много занимался благотворительностью. В 1863году при винокурском  заводе в селе Пороховском Иркутского уезда открыл больницу для рабочих, а в 1883 – народное училище. В 1893 году пожертвовал 2 тысячи рублей на строительство Иркутского городского театра. Бутин выделял деньги на развитие Восточно-сибирского отдела Русского географического общества, поддерживал деятельность Иркутского детского сада, был директором Иркутского комитета о тюрьмах, постоянным членом Благотворительного общества. В 1893–1902гг. его избрали гласным в Иркутскую городскую думу.

После смерти Михаила Дмитриевича Бутина 7 апреля 1907 года его состояние было оценено в 1810 тыс. руб. Не имея прямых наследников, Михаил Дмитриевич завещал родственникам всего 150 тыс. руб., остальной капитал передал Нерчинскому общественному управлению на устройство и содержание 10 сельских школ в Забайкалье, реального училища и детского приюта  в Нерчинске.

Михаил Дмитриевич высказал в одном из своих сочинений мысль, актуальную для российских бизнесменов сегодня: «Если вы хотите оставить нашу страну пустынной, бедной и закабаленной, вывозите и вывозите из нее сырье. Но если вы хотите видеть ее заселенной, цветущей, если вы хотите, чтобы пути ее окупались, то поощряйте ее местную заводскую промышленность, развивайте промыслы, земледелие и облегчайте внутренние пути». Удивительно, как злободневна мысль, сказанная более ста лет назад.

После смерти Бутина его дом перешел в Иркутскую городскую собственность. Затем дом купца Бутина перешел военному ведомству, под резиденцию командующего Иркутским военным округом.

Многие события, протекавшие в стенах особняка, связаны с историей нашего города. В особняке по делам службы бывал начальник военных сообщений штаба военного округа А.А.Таубе – будущий Сибирский «Красный генерал», много сделавший для Советской России и основания Сибирской Красной Армии. Позднее, в 1918году А.А.Таубе жил в этом особняке, являясь начальником штаба Сибвоенкомата.

В декабре 1917 года после девятидневных боев с силами контрреволюции в городе Иркутске Постышевым, Дмитриевским и другими в этом доме было подписано перемирие. После освобождения Иркутска от белогвардейских войск в особняке разместили центральный штаб рабоче– крестьянских дружин интернационалистов, проводивший большую работу среди отъезжающих на родину чехов, венгров, сербов, румын. С 1920–1922г. в особняке работали Иркутский Гупком РКП (б) и Иркутский Гупком РКСМ.

После 1922 года помещение передали губернскому совету физкультуры. С 1935г. дом купца Бутина Михаила Дмитриевича превратился в коммуналку. До 1978года здесь жило 10 семей с общей кухней и удобствами на улице.

И наконец, 24 марта 1980года дом распахнул свои двери для всех творческих людей и стал называться «Дом Актера»!

Подробнее
alt