Сегодня талантливейшему режиссеру Мирону Лукавецкому исполнилось бы 83 года!
Лукавецкий Мирон Ярославович – заслуженный деятеля искусств РСФСР, Заслуженный деятель искусств Украины (20.05.1938 – 21.02.2012)
Талантливый режиссер, харизматичный, строгий и требовательный, справедливый, юморной (иногда не понимали, шутит он или говорит правду), галантный, глубокий, бесконечно любивший свои корни и свою родину. Это только малая часть того, что характеризует Мирона Ярославовича Лукавецкого. О таких людях ходят легенды, обрастая интерпретациями. О них вспоминают с теплотой и с ностальгией.
Мирон Лукавецкий родился в семье необыкновенной. Его отец, Ярослав Корнилович Лукавецкий, был театральным художником. Он закончил Краковскою академию изящных искусств, знал четыре языка, у себя на родине открыл школу живописи, сотрудничал со многими театрами, рисовал декорации. Был великолепным портретистом.
Мирон Ярославович вспоминал, что когда его отца по доносу арестовали, то описали и изъяли все его книги и картины в доме, но 13-летнему Мирону удалось спасти работы, хранившиеся на чердаке. Парень понял, что остается за старшего в семье, и первое, что сделал, это бросился на чердак спасать папины картины, те, которые не попали под опись. Вынимал полотна из рам и бегал по соседям, умоляя приютить работы, жалуясь, что только небольшую часть спрятал. Люди боялись брать картины арестованного художника. Много лет спустя, на отцовской выставке 1990 года, Лукавецкий с гордостью вспоминал, что почти все, что было представлено зрителю, он спас в свои 13 лет. Дом, библиотека, 80 картин так и пропали. Отец вернулся десять лет спустя.
Мама Мирона Ярославовича, Надежда Кочи (Лукавецкая), была образованная, с изысканным эстетическим вкусом, всегда приветливая, улыбающаяся, она воспитывалась в художественной среде. Родная сестра Надежды Лукавецкой была актрисой, ее муж – актером, режиссером, директором театра. Конечно же, посещение театра с раннего возраста, общение дома с творческими людьми не могли не наложить отпечаток на маленького Мирона.
После школы Мирон поступил в Снятинское просветительское училище на театральное отделение. По окончании был направлен на работу в село Печенежин в дом культуры на должность режиссера культмассовых мероприятий, а впоследствии стал руководителем клуба. В 1957 году он
поступает в Харьковский государственный институт театрального искусства на режиссерский факультет.
Одновременно с учебой в институте Мирон Лукавецкий пробует свои силы на харьковском телевидении, практикует как режиссер-стажер в Харьковском цирке и успевает ставить спектакли в любительском театральном коллективе. «При Харьковском государственном университете им. А. М. Горького создан драматический коллектив. Здесь ставлю спектакль М.Себастиана «Безымянная звезда». Работаю без всякого денежного вознаграждения. Но удовольствие – целое море! P.S. Получил стипендию. Папе купил носки, высылаю их вместе с тремя килограммами риса… ». В 1962 году заканчивает театральный институт с отличием. Его приглашают на работу в Харьковский театр музыкальной комедии. Через два года Лукавецкий принимает приглашение занять пост главного режиссера Минского цирка.
Об этом периоде его жизни и творчества ярко свидетельствуют воспоминания корифея минского цирка Бориса Вяткина:
«С удовольствием вспоминаю работу в Минском цирке с молодым режиссером Лукавецким, который пришел в цирк из театра. О его таланте свидетельствуют поставленные им спектакли, а о хороших чертах характера – следующие эпизоды. Однажды на репетиции М. Лукавецкий сделал какое-то замечание воздушному гимнасту И. Папазову, который раскачивался на трапеции под куполом цирка. Папазов расстроился неудачным трюком и замечаниями режиссера и крикнул ему сверху: «Вам легко делать замечания, сидя в кресле, вы бы лучше сели на трапецию и показали, как надо выполнить этот трюк!» Сжав губы на глазах удивленных артистов, Лукавецкий надел страховочный пояс, сел на трапецию и приказал поднять себя в воздух. Папазов поднял трапецию повыше, раскачал ее, но ожидаемую мольбу о спуске не услышал. Все артисты зааплодировали. Когда через несколько минут мы опустили режиссера на землю, он был бледным, несколько растерянным и нашел в себе силы улыбнуться и сказал: «Забираю свои слова обратно, там все-таки немного страшно».
В 1974 году Лукавецкий становится главным режиссером Иркутского театра музыкальной комедии после громкой премьеры спектакля Ю.Милютина «Девичий переполох», поставленного двумя годами ранее. К работе над спектаклем Мирон Ярославович был приглашен Николаем Матвеевичем Загурским. Режиссер влюбляется в театр, в город Иркутск. С большой теплотой вспоминал он о зрителях-иркутянах, которые шли в 40-градусный
мороз в театр в валенках и шубах, а «… в вестибюле появлялись непременно в вечерних платьях и лакированных туфлях». В одном из интервью он заметил: «Иркутск – город ученых, писателей, художников, музыкантов».
Уже первый поставленный им спектакль «Акулина» по мотивам повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» получил диплом первой степени на Всесоюзном смотре спектаклей, посвященных 175-летию со дня рождения поэта.
В июле 1975 года театр начал работу над музыкальной комедией «Бабий бунт», который стал визитной карточкой театра на многие годы. Либретто по мотивам «Донских рассказов» М.Шолохова написал К.Васильев, музыку создал Е.Птичкин. Ставил спектакль М.Лукавецкий в содружестве с дирижером Э.Тобиашем. Более десяти лет спектакль не сходил со сцены театра.
В середине 70-х театр был в расцвете своих творческих сил. Стала уже привычной фраза: «Иркутский театр входит в десятку лучших театров оперетты страны». Главный режиссер Иркутского музыкального театра Мирон Ярославович Лукавецкий в 1978 году получает почетное звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Сохранилась запись радиопередачи, которую подготовила главный редактор художественного вещания Иркутского радио Лариса Гайдай, в которой о Лукавецком говорилось так: «Главный режиссер – сердце театра. Энергичный, с легким украинским акцентом голос Мирона Ярославовича весь день слышат в театре – и за кулисами, и на репетиции в зале, и в мастерских. За те четыре сезона, что молодой главный режиссер пришел в этот театр, в нем состоялось немало перемен. Во-первых, изменился характер репертуара. Сегодня на сцене – не только князья и бароны из классических оперетт. Ведущее место заняли герои сегодняшних дней. В них привлекает поэзия народной жизни, обаяние и звонкость народного юмора, светлый лиризм…»
В 1980 году М.Лукавецкий ставит «Летучую мышь» И.Штрауса, которая в течение 26 лет не сходила со сцены Иркутского музыкального театра и «облетела» многие города: «Летучая мышь» вся от начала до конца будто соткана из режиссерских приемов, которые, конечно, и не снились ни И.Штраусу, ни автору либретто М.Эрдману. <…> … постановка представляет собой пример очень бережного и вдумчивого отношения к одной из жемчужин опереточной классики. <…> Ни одна режиссерская находка не является здесь самоцелью, каждая реализованная задумка режиссера, каждая мизансцена следует из самой трактовки произведения…».
Неизменный успех у иркутян имели его спектакля «Четверо с улицы Жанны» А.Сандлера и Г.Плоткина, «Прекрасная Елена» Ж.Оффенбаха, «Цыганский барон» И.Штрауса, «Алеко» С.Рахманинова, «Товарищ Любовь» В.Ильина и Ю.Рыбчинского.
Почти десять лет М.Лукавецкий возглавлял Иркутский театр музыкальной комедии, когда наступили «смутные» времена – бурные собрания коллектива с участием городских чиновников, как следствие – неоднократные изменения административного руководства театра, музыкального руководства, режиссеров… В марте 1983 году состоялась премьера оперетты «Фиалка Монмартра» И.Кальмана, ставшей последней постановкой Лукавецкого в должности главного режиссера. В конце апреля он ушел из театра.
Забегая вперед. В театре после ухода Мирона Ярославовича артисты, которые работали под его руководством, рассказывали о нем много интересных историй, как он ставил спектакли, как работал с актерами. И вот в конце 90-х по приглашению директора театра Владимира Шагина Мирон Лукавецкий в качестве приглашенного режиссера ставит два спектакля: «Герцогиня Герольштейнская» Ж.Оффенбаха и «Хелло, Долли!» Д.Хермана. Молодые исполнители не только на себе испытали руку мастера в умении работать с артистом, но и наблюдали, как режиссер работает с мастерами сцены. Это была поистине незабываемая, великолепная школа.
Два десятка лет спектакли Мирона Лукавецкого с успехом шли на подмостках театров Пятигорска, Ростова-на-Дону, Иркутска, где он был главным режиссером в разные годы, в Рязани, Оренбурге, Магадане. Вернувшись в 1986 году во Львов, Мирон Ярославович стал главным режиссером Львовского театра юного зрителя им. М. Горького (впоследствии «Первого украинского театра юного зрителя»), служению которому и отдал почти 20 лет своей жизни. Это были непростые годы. Приходилось сплачивать коллектив, искать замену актерам, которые уезжали на заработки в Европу. Несмотря ни на что театр ставил прекрасные спектакли. Среди них «Назар Стодоля» Т.Шевченко, «Царь Ох» А.Олеся, «Захар Беркут» И.Франко, «Швейк во Львове» Я.Гашека.
Режиссер с большой любовью работал над детским репертуаром. Его сказки, созданные на основе лучших образцов мировой литературы, всегда были яркие, естественные, эмоциональные, с уместным использованием музыки:
«Белоснежка и семь гномов», «Аладдин», «Чиполлино и его друзья», «Тень», мюзикл «Том Сойер» и др.
Но будучи режиссером музыкального театра, М.Лукавецкий не оставлял свою любовь к музыкальным постановкам, и во Львовском театре оперы и балета им.С.Крушельницкой шли его спектакли «С любовью не шутят» П.Кальдерона, «Княжич Лев» Я.Мельничука, «Цыганский барон» И.Штрауса.
Он был доцентом на кафедре оперной подготовки Львовской академии музыки, ставил со студентами оперу и классическую оперетту, передавая свой опыт. Студенты его обожали. Мирон Ярославович мечтал о создании кафедры музыкальной режиссуры.
М.Лукавецкий был причастен к созданию в Центре творчества детей и юношества Галичины детского самодеятельного театра «Погулянка». С этим детским коллективом режиссер выпустил спектакли «Двенадцатая ночь» У.Шекспира, «Лесная песня» Л. Украинки и другие.
Он с радостью брался за всевозможные масштабные художественные представления, делал их искусно и с размахом.
Ставил спектакли в Кракове и Вроцлаве. Бесконечно любил свой Львов, приглашал друзей приехать и проводил для них великолепные исторические экскурсии, после которых не влюбиться в этот город было невозможно.
Мирон Лукавецкий был человеком энциклопедических знаний, феноменальной памяти, высокой интеллигентности, остроумный и коммуникабельный, решительный и энергичный. Мирон Ярославович пытался всегда сплотить вокруг себя коллектив театра, в котором работал. Всегда элегантный, улыбчивый, со своим неизменным шутливым «целую ручки», он с большим уважением относился не только к творческим работникам, но ко всему персоналу. Он был требователен, принципиален и всегда знал, чего хочет.