С ТВОРЧЕСКИМ ЮБИЛЕЕМ!
Голос народного артиста России Николая Петровича Мальцева – самый известный в Иркутске. Именно его глубокий бархатный баритон звучит на мероприятиях самого высокого уровня, а также неизменно перед началом всех спектаклей приветствует зрителей. В каком бы гриме артист ни вышел на сцену, после первых же слов понимаешь – перед тобой Мальцев. Не менее узнаваемы и его актерские образы. Кстати, так сложилось, что Иркутский музыкальный – первый и единственный театр в творческой биографии артиста.
Николай Мальцев родился 27 ноября 1956 года в городе Запорожье Украинской ССР и с самого раннего детства поражал всех своей артистичностью и вокальными данными.
«Я вырос в рабочем районе в бараке, где было принято по вечерам собираться, разговаривать и петь песни. Мы жили материально тяжело, но дружно. Петь я очень любил, а еще, когда ходил в детский сад, на палочках забора изображал игру на фортепьяно. Соседи говорили: вырастет — артистом будет. Но я не ходил ни в какие студии. Была попытка учиться в музыкальной школе по классу баяна, однако больше года я не выдержал, хотя до этого сам пытался подбирать музыку. Хотел играть с мальчишками в футбол, а не учить сольфеджио. Но музыка все равно оставалась в моей жизни: у мамы был очень хороший голос, и папа любил петь, дома проигрыватель с пластинками крутился сутками, а в школе была самодеятельность. Но после восьмого класса, когда встал вопрос — куда идти дальше, меня убедили получить среднее специальное образование», — рассказывает Николай Мальцев.
После окончания школы он поступил в Запорожский авиационный техникум на специальность «Производство авиационных двигателей», который закончил в 1975 году. Затем были два года службы в армии и год работы на заводе:
«Стремление к творчеству меня не оставляло и в то время: в техникуме я выступал на смотрах художественной самодеятельности, пел в хоре. Со второго курса у нас образовалась банда — две гитары и барабаны, я был на басу. Тогда у меня начала вырабатываться привычка к сцене. На третьем курсе художественной самодеятельностью с нами занималась Людмила Даниловна Вагнер. Она предложила мне петь сольно и посоветовала продолжить обучение в вечерней музыкальной школе. Потом — армия, в которой тоже самодеятельность. После демобилизации год работал на заводе, а к весне педагог сказала, что нужно определяться и куда-то поступать. Я выбрал Ленинград, потому что был влюблен в этот город».
В 1978 году Николай Мальцев поступил на отделение «Актер театра музыкальной комедии» в музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова.
«Хотел на вокальное, но мне сказали, что конкурс там очень большой, и, видимо, это была судьба. Сейчас думаю: если бы сразу не поступил, то вряд ли попробовал бы снова. Ведь я уже поработал слесарем-сборщиком четвертого разряда и достиг в этом деле определенного мастерства», — с улыбкой вспоминает Николай Петрович.
Судьба в лице главного дирижера Иркутской музкомедии Эммануила Семеновича Тобиаша определила его будущее место работы. Тогда театрам было принято искать молодые таланты в лучших учебных заведениях страны. Юный Николай Мальцев учился на третьем курсе, и предложение пройти стажировку в Иркутской музкомедии, которая в то время гастролировала в Москве, Владимире и Туле, принял с удовольствием:
«Тогда я уже полюбил театр и, кроме того, еще ни разу не был в Москве. Выходил в хоре, в массовке и даже сыграл две маленьких роли в детском спектакле «Золушка» и в постановке «Товарищ любовь». Коллектив мне понравился, и, видимо, это чувство было взаимным, так как я сразу получил устное приглашение на работу. В феврале 1982 года в училище пришла официальная телеграмма. Других вариантов у меня не было, и я не стал ходить на другие прослушивания. Подумывал поступить в консерваторию, но мне было уже 26 лет, и я решил больше не терять времени. Тем более Иркутская музкомедия считалась одним из лучших музыкальных театров в стране. А еще мне обещали оклад 140 рублей с северной надбавкой 20% и комнату в общежитии!»
Николай Мальцев вспоминает, что переезд в далекую Сибирь в те годы воспринимался, как романтический поступок. Однако работа в Иркутском театре музыкальной комедии снова началась с гастролей.
«Когда я поступил на работу, театр был в Калуге, и я поехал туда. На крыльце гостиницы встретил главного режиссера Мирона Ярославовича Лукавецкого. Он сразу меня узнал: «О, приехал! А я думал, не решишься из Ленинграда в Сибирь! Заходи, давай чемоданы, сейчас пойдем в театр». Меня сразу же ввели в большой спектакль «Судьба актрисы», где я играл роль помещика Верхотурова. Мне было 26 лет, а на сцене я перевоплощался в мужчину за 60. Там же начались читки спектакля «Принцесса из Марьиной рощи». На роль принца Фа было назначено три актера: Вячеслав Дычинский, Владимир Черненко и я. Но так получилось, что остался я один. Там был дичайший грим на лице — коричневый с зелеными пятнами, а еще мне завивали и начесывали волосы, чтобы в итоге на голове получался шар. В театре моего персонажа называли «принц зелененький». Это была странная придумка автора. Герой был с какого-то острова в Тихом океане. Для меня, как начинающего артиста, это была очень хорошая тренировка. Мы с этим спектаклем объехали всю Иркутскую область», — вспоминает Николай Петрович.
С тех пор артист долгие годы выходил на сцену в амплуа простаков, хотя его фактура и голос не совсем этому соответствовали. Среди заметных ролей — Франк в «Летучей мыши», Анри в «Фиалке Монмартра», Коломан Зупан в «Графине Марице», Бони и Ферри в «Сильве».
«Помню, после премьеры ко мне подходит народный артист Виктор Петрович Жибинов и говорит: «Я думал, герой приехал, а тут — конкурент!», — рассказывает Николай Мальцев.
Ну, а потом случилась постановка «Юноны и Авось», где артист исполнил роль графа Резанова. В то время, в 1990-е годы, в театрах страны только начинали ставить рок-оперы.
«Мы с Вячеславом Варлашовым пришли к Наталии Владимировне (Печерская, главный режиссер театра) с предложением поставить «Юнону и Авось». Она долго сомневалась, ведь после ленкомовского спектакля брать этот материал было рискованно. Но хотелось чего-то современного. В Иркутске тогда уже был замечательный «Театр пилигримов» Владимира Соколова и его рок-оперы — «Масть» и «Антигона». В результате она сдалась. Помню, мы приходили к Володе Соколову — учились работать с микрофоном. Помните, как поется в рок-опере: мне 40, но успокоенья нет. Вот и мне 40 лет исполнилось осенью 1996 года, а спектакль вышел в феврале. В итоге эту роль можно назвать поворотной в моей биографии. После нее я постепенно перестал играть простаков. Пошли более возрастные роли. А спектакль идет в театре уже 25 лет», — говорит Николай Мальцев.
За сорок лет работы в театре Николаем Мальцевым было сыграно более 150 ролей. Артист плотно занят в текущем репертуаре театра, в том числе и в новых постановках. Режиссеры всегда отмечают его индивидуальность. Он умеет необычайно тонко выстроить и донести до зрителей смысл роли, обладает сильным темпераментом, виртуозно владеет мастерством перевоплощения. Николай Петрович принимает активное участие в качестве ведущего в областных и городских мероприятиях.
«В Иркутске я много работал на телевидении и радио, записывал рекламу. Было время — по семь-восемь роликов в день писали. А потом институт дикторов ушел в прошлое. Но, кстати, такой голос у меня проявился не сразу, и я специально его в этом направлении не развивал. Просто с возрастом он стал пониже, приобрел другое тембральное звучание», — отмечает Николай Петрович.
Вспоминая свою почти 40-летнюю творческую биографию на сцене Иркутского музыкального театра, он признается, что вполне доволен такой судьбой:
«Не думаю, что я бы достиг в сборке авиационной техники больших высот. Может быть, дошел бы до шестого разряда… Но, например, точно бы не встретил свою супругу Ирину, которая работает в нашем оркестре. Кроме того, театр — это совершенно удивительное место. Он помогает человеку взглянуть на себя со стороны. Зрители на спектакле проигрывают какие-то жизненные ситуации или свои фантазии. Можно сказать, что в этом есть некий психотерапевтический эффект».
От всей души желаем мэтру крепкого здоровья, благополучия, творческой энергии для новых ярчайших