Рубрика «Легенды Иркутского музыкального театра»: дирижер, композитор заслуженный артист РСФСР Алексей Кулешов (1906-1991)
Годы работы в Иркутском музыкальном театре 1951-1974
(1951-1953, 1955-1966 – главный дирижер театра; 1953-1955, 1966-1974 – дирижер)
Восьмидесятилетняя история Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского сохранила в памяти имена многих музыкальных руководителей, которые долгие годы стояли за дирижерским пультом, создавая авторитет театру, его неповторимый и самобытный колорит. Это легендарный Эммануил Хинкис, стоящий у истоков иркутской оперетты; это импозантный и в высшей степени аристократичный Лео Балло; казавшийся подчеркнуто суховатым и внешне неприступным Евгений Потапов и, безусловно, потрясающий Алексей Кулешов. Именно с его именем связано рождение в нашем театре сибирской оперетты.
То был уже теперь далекий 1954 год. В Иркутске шла подготовка к созданию первенца Ангарского каскада – Иркутской ГЭС. Не помню уже, кто первый предложил отметить это событие каким-либо необычным способом, но Кулешов сказал, что лучшим подарком от театра может быть оперетта с сюжетом об этом эпохальном событии. Автором первой сибирской оперетты «Огни сибирские» стал тогдашний любимец публики Николай Каширский, музыку Алексей Кулешов написал сам. И в 1956 году, вечером после перекрытия Ангары, строители были первыми зрителями новой музыкальной комедии. Успех был потрясающий. Театр более 200 раз играл «Огни сибирские», возил ее на гастроли в Москву, Приморье, Поволжье, везде она имела шумный успех.
Алексей Сергеевич был фанатиком опереточного жанра. Вместе с замечательным режиссером А.Орловым и оригинальным художником театра Г.Будриным он умел создавать в театре праздник этого феерического искрометного жанра. В этом Кулешову, безусловно, помогала прекрасная творческая школа, которую он прошел до приезда в Иркутск в 1951 году. Он учился в Ленинградской оперной студии, которой руководил выдающийся советский дирижер С.Самосуд, затем окончил консерваторию, возглавляемую легендарным композитором А.Глазуновым. Постигая азы дирижирования, он посещал концерты великих Якова Хейфеца, Мирона Полякина, Карло Цекки и Артура Шнабеля. И когда в Ленинграде решили создать областной театр музыкальной комедии, его первым дирижером стал именно Кулешов. А потом в Одессе в 1939 году организовался театр музыкальной комедии. Его первым спектаклем – опереттой И.Кальмана «Сильва» – дирижировал Алексей Кулешов. Уже тогда он выработал свой стиль, свое понимание жанра. Он всегда бережно относился к композиторскому наследию, редко шел на купюры, особенно не терпел вольностей с классикой, так как считал, что новые поколения зрителей должны видеть цельный и сохраненный первоисточник.
Успех «Огней сибирских» окрылил композитора, и через несколько лет на сцене Иркутского театра появился спектакль «Желтый дьявол», созданный по роману иркутского писателя Н.Чаусова и посвященный событиям Ленского расстрела 1912 года. Затем последовал балет «Даурия» по одноименному роману К.Седых. Потом – музыка к спектаклю Иркутского драматического театра «Учитель танцев».
Особое место в творчестве Алексея Кулешова занимали детские музыкальные сказки. Вместе с народным артистом России Виктором Жибиновым он создал «Аленький цветочек» по произведению П.Бажова, а вместе с поэтом Марком Сергеевым – «Кошкин дом».
Композиторская деятельность Алексей Сергеевича была многообразной. Он писал яркую театральную музыку для спектаклей Иркутского академического драматического театра им.Н.Охлопкова: это и «Баня» по Маяковскому, «Анжело» В.Гюго, «С любовью не шутят» Кальдерона; был автором множества симфоний и романсов.
Заслуженный работник культуры РФ Арнольд Беркович