Премьера мюзикла «Бесприданница»: творческая встреча
Накануне премьеры мюзикла «Бесприданница» состоялась творческая встреча журналистов и зрителей с авторами и постановщиками нового спектакля.
Своим видением спектакля и ощущениями от работы делились композитор Ольга Петрова (Москва), автор стихотворных текстов Дмитрий Константинов (Москва), режиссёр-постановщик Нина Чусова (Москва), хореограф-постановщик Ирина Ляховская (Санкт-Петербург), художник-постановщик Евгения Швец (Москва). Вели беседу музыкальный критик Георгий Ковалевский (Москва) и культурный обозреватель Наталья Кожевникова (Москва).
Первые вопросы были адресованы композитору Ольге Петровой, дочери Андрея Петрова, автора популярнейшей музыки к 93 фильмам, десяткам драматических и музыкальных спектаклей.
Ольга Андреевна отметила, что соприкасаться с такой музыкой, которую все любят, это, с одной стороны, большое счастье, с другой – большая ответственность.
– Когда отец писал музыку к фильму «Жестокий романс», он был полностью погружён в эту тему – тему романса и пьесы. Он хотел через музыку передать то, что Александр Островский выражал словами. Конечно же, было волнительно продолжить в спектакле работу отца – музыку, ставшую знаменитой. Нужно было создать то, что было бы похоже по стилистике на музыку Андрея Петрова, и при этом отвечало бы требованиям спектакля. Поэтому работа шла с интонациями, характером, ритмами музыки, и это было очень интересно. При этом нужно было найти понимание, войти в созвучие с поэтом Дмитрием Константиновым, который является одним из немногих авторов, кто может писать стихи на уже готовую музыку. Были написаны и новые вещи, например, романс Карандышева. Здесь получилось наоборот. Сначала Дмитрий прислал потрясающие стихи, а к ним уже писалась музыка, – рассказала Ольга Петрова.
Нине Чусовой были адресованы вопросы о роли классики в современном театре и мире, а также, конечно, очевидные вопросы о том, чего в спектакле больше – пьесы или фильма. Нина Чусова подчеркнула, что драматургически опора была на пьесу. В спектакле удалось сохранить единство времени (чего не было заметно в фильме Эльдара Рязанова), ведь все события происходят в течение одного дня, одних суток. Спектакль начинается с картины, как город просыпается, и заканчивается действие утром следующего дня. Было важно не выйти за рамки этих суток, ведь в этом и суть – в движении времени. Для кого-то эта история любви оказалась скоротечной, как вспышка, как электрический разряд, как наваждение, «словно бабочка к огню». А для кого-то жизнь течёт медленно, без особых всплесков, как Волга, и мало что тревожит её воды. И в то же время, в одни сутки вместилось так много, что у другого на это не хватит и целой жизни.
– Безусловно, невозможно было отойти от мелодий фильма. Они уже настолько проникли в нас, что мне кажется, будто «Любовь – волшебная страна» звучит всюду – и в театре, и за его пределами. Была большая опасность – входить в эту воду. Она, как нечто неприкосновенное, которое нельзя трогать. С другой стороны, когда работаешь с тем, что нравится – это большое наслаждение, и работали мы все с материалом очень бережно. Мы просто купались в этом прекрасном сочетании сюжета и музыки. А для артистов это была потрясающая возможность проявить все грани своего мастерства. Здесь и драматизм, и юмор, и вокал, и движение. Спасибо за это драматургической классике, она даёт большие возможности для артистического самовыражения. На мой взгляд, главное, что есть в спектакле – это чистота и свет, несмотря на трагическую развязку. И это получилось возможным благодаря уникальному сочетанию музыки и пьесы, – поделилась Нина Чусова.
Режиссер подчеркнула, что в пьесе нет «плохих» персонажей. Все хотели для Ларисы добра, каждый делал это, как умел, как это было принято в рамках того времени, когда разворачиваются события. Зритель сможет провести параллели с нынешним временем и спросить себя, что лично для него в приоритете – внешний успех или чистота чувств?
Режиссёр отметила, что ей было легко работать, в том числе и потому, что в труппе были «готовые» кандидаты на все роли, а это редкое явление. «Молодёжь Иркутского музыкального театра очень талантлива, за ними будущее», – добавила Нина Чусова.
Художник-постановщик Евгения Швец рассказала, что через сценографию отдана дань времени, в котором развивается история. В костюмах охранена силуэтная точность конца ХIX века, через ожившие фотографии и другие детали создана атмосфера того времени.
Были попытки сместить немного временную линию, но это не «легло». Нина Чусова добавила, что в спектакле не так много явного реализма, но сочетание многих деталей позволило не перегрузить спектакль прошлым и воспроизвести исторические нюансы. При этом декорации работают на то, чтобы ещё глубже раскрыть характер персонажей.
В хореографии спектакля на первое место вышли чувства. Ирина Ляховская поделилась, что не ставила задачу показать историко-бытовой танец. В то же время хотелось, чтобы вся хореография вплеталась в сюжет и была его неотъемлемой частью. Например, вальс в конце первого акта обыгрывает как раз силуэты того времени. В целом хореография добавляет спектаклю ещё больше драматургии.
– Через танец мы стремились показать внутренний мир героев, их чувства. У нас танец – это полыхающий костёр, – пояснила Ирина Ляховская.
Дмитрий Константинов, автор стихотворных текстов, сравнил процесс своего творчества в мюзикле «Бесприданница» с Байкалом, в который втекает много рек, а вытекает одна. Вдохновляющих ручейков было много, но главным все-таки оставалась музыка.
– Моя задача была раствориться в музыке, наслушаться её до бесконечности, чтобы я ходил и мыслил через музыку, чтобы к музыке у меня вылетали слова, передающие смыслы Островского. Я брал цепкие слова из пьесы, из диалогов, которые как будто сами встраивались в музыку, – рассказал Дмитрий Константинов.
Нина Чусова отозвалась о музыкальном театре, как о возможности выйти за рамки драматургии, за пределы слов, расширить и выразить смыслы пьесы через другие выразительные средства музыкального театра. Как сказала Нина Владимировна: «У меня вырастают крылья, когда есть возможность творить в музыкальном театре».
Участники встречи, которые побывали на сдаче, поблагодарили Нину Владимировну за сохранение классики и отметили, что при просмотре спектакля в обоих составах складывается особый объёмный эффект восприятия спектакля.
Добавим, что работа над пьесой «Бесприданница» Александром Николаевичем Островским продолжалась четыре года. Премьерные спектакли осенью 1878 года вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Лишь через десять лет после смерти автора к «Бесприданнице» пришло признание.