«МОИ ЖЁНЫ ПРОСТО КРАСАВИЦЫ», ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛЕКСАНДРА КАРПЕНКО В РОЛИ ГАЙДАЯ
«Мои жёны просто красавицы», или приключения Александра Карпенко в роли Гайдая
Друзья, вы уже знаете, что завтра в спектакле «Формула Гайдая» нас ждёт сразу несколько премьер. Одним из сюрпризов станет выход в главной роли нового для зрителей музыкального театра актёра. Впервые на нашей сцене образ легендарного кинорежиссёра воплотит приглашенный артист, наш коллега из театра «Новая драма» Александр Карпенко. Мы немного побеседовали с Александром о характере Леонида Иовича, творческих вызовах в новом жанре и о том, как ему работается с нашей труппой.
Александр Карпенко окончил Иркутское театральное училище, курс Валентина Зверовщикова и Александра Булдакова. С 2016 по 2024 год артист служил в Иркутском областном театре юного зрителя им. А. Вампилова, где успел исполнить десятки ролей, среди которых Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Гекльберри Финн («Приключения Тома Сойера»), Чик («Чик. Гудбай, Берлин») и многие другие. С 2024 года Александр официально присоединился к коллективу театра «Новая драма», с которым давно сотрудничал. Иркутяне могли видеть его в спектаклях «Мой папа – Питер Пэн», «Псибо», «Хор», «Гренландия». Также актёр с удовольствием пробует свои силы в кино, в своё время он принимал участие в съемках фильмов «На Байкал – 2», «Поехавшая», «Лето на память» и новогодних проектов иркутских креативщиков Burkalo Production.
– Александр, как вы готовитесь к роли Леонида Гайдая? Что смотрите, что читаете, как ищете образ?
– К своему стыду, лишь после открытия памятника в Иркутске я узнал, что этот гений комедии – наш земляк. Мастер своего дела, раскрывший столько талантов. Гайдай начинал свой творческий путь как актёр нашего академического театра, поэтому мне было интересно посмотреть фильм «Ляна» с его хорошей ролью второго плана. Оттуда я подглядел психофизику, некоторые жесты. На самом деле я был удивлен, как мало сохранилось архивных видео или документальных материалов, где бы снимали Гайдая, в особенности, когда он говорит. Снимали Миронова, Никулина, Демьяненко, а Гайдай как режиссёр был в стороне. Такое ощущение, что никто и не предполагал, что именно в его лице здесь и сейчас куётся золотой фонд советской комедии. И, конечно, я ориентировался в чем-то на образ Шурика, ведь это лирический герой самого Гайдая, такое же явление, как Маленький Бродяга у Чаплина. Александр Демьяненко – прекрасный драматический актер, его работы были номинированы на премии европейских фестивалей, но он смог гениально создать комедийный и очень теплый, легкий, такой родной образ, который навсегда остался в наших сердцах.
– Чувствуете ли вы себя в чем-то похожим на Леонида Иовича или для этой роли приходится находить совсем не характерные для себя черты?
– Мне сказали, что внешне я чем-то на него похож, правда, я не такой высокий. А по характеру Гайдай, на мой взгляд, всё же больше закрытый человек, его руки на многих кадрах из видеоархивов скрещены – это поза человека, который словно отгораживается от всех, когда творит, не замечая никого вокруг. Ведь все гениальные решения сцен в фильмах и особые актёрские фишки придуманы им самим, он зарисовывал в тетрадь кадры, которые впоследствии стали «крылатыми». Современные подростки, наверное, назвали бы его креативным генератором мемов. Все, кто знал Леонида Иовича в жизни, выделяют одну его отличительную особенность – позитив и то, что он никогда плохо ни о ком не говорил, не тащил проблемы в дом, но лично мне он всегда почему-то казался грустным и одиноким. Возможно, это потому, что мы оба с ним интроверты, хоть и можем выглядеть со стороны очень общительными, активными, экстравертивными.
– Как проходят ваши репетиции? Как справляетесь с личными творческими вызовами в новом для вас жанре музыкального театра?
– На репетициях царит невероятно тёплая атмосфера, все заряжены, полностью отдаются делу, так что я получаю огромное удовольствие от работы. В Иркутском музыкальном театре совершенно замечательная труппа. С кем-то из ребят мы ещё в студенчестве пересекались, параллельно обучались в Иркутском театральном училище. Было очень приятно встретиться с Гейратом Шабановым, Стасом Грицких, Сашей Зайцевым. Что касается вызовов, то пока мне сложновато даются какие-то танцевальные переходы, но я очень стараюсь. Ещё, конечно, сильно волновался на счет нот, потому что я все-таки актёр драматического театра. Да, у меня был концертный опыт, но вот именно существования в жанре музыкального театра, мюзикла, ещё не было. Так что органично существовать в новом для меня жанре, наверное, самый главный творческий вызов. А ещё у меня возникла совершенно непредвиденная проблема. По тексту я говорю своей сценической жене: «Нина, ты должна понимать, ты некрасивая…». А роль супруги Гайдая исполняют чудесные Аня и Маша (Анна Захаренкова и Мария Дербина)! До сих пор этот текст вылетает, ну как так, ведь они просто красавицы! У меня просто невероятные партнерши – мои «жены», актрисы, с которыми мы исполняем номер «Уезжаю в Ленинград» (Яна Иванова и Людмила Шер), они потрясающе работают. Всё видят, воспринимают, чувствуют и ещё так замечательно поют – для меня это, конечно, невероятный навык, когда всё так гармонично сочетается.
– А как вы сами относитесь к творчеству Леонида Иовича?
– Гайдай – это как генетический код. Как первые детские воспоминания, его картины всегда шли дома на экране, сколько себя помню. Когда я стал постарше, то, конечно, и фильмы мне стали нравиться более серьёзные, даже где-то андеграундные. Также и в отношении юмора нравились больше фильмы Данелии, братьев Коэн, когда при просмотре одновременно смешно и немножко грустно. И всё же я ловлю себя на мысли, что если где-нибудь идет гайдаевская комедия, то я никогда не переключаю. Его творчество – гарантированно действенный рецепт от плохого настроения. Гайдай создал красивую, беззаботную утопию той страны, которую все любят и по которой ностальгируют даже те, кто в той эпохе не жил.