октябрь
ноябрь
декабрь
январь
03
вс
04
пн
06
ср
11
пн
12
вт
18
пн
25
пн
02
пн
03
вт
09
пн
16
пн
18
ср
19
чт
30
пн
01
ср
09
чт
12
вс
13
пн
14
вт
15
ср
20
пн
22
ср
27
пн

«МОИ ЖЁНЫ ПРОСТО КРАСАВИЦЫ», ИЛИ ПРИКЛЮЧЕНИЯ АЛЕКСАНДРА КАРПЕНКО В РОЛИ ГАЙДАЯ

19 ноября 2024

«Мои жёны просто красавицы», или приключения Александра Карпенко в роли Гайдая

Друзья, вы уже знаете, что завтра в спектакле «Формула Гайдая» нас ждёт сразу несколько премьер. Одним из сюрпризов станет выход в главной роли нового для зрителей музыкального театра актёра. Впервые на нашей сцене образ легендарного кинорежиссёра воплотит приглашенный артист, наш коллега из театра «Новая драма» Александр Карпенко. Мы немного побеседовали с Александром о характере Леонида Иовича, творческих вызовах в новом жанре и о том, как ему работается с нашей труппой.

Александр Карпенко окончил Иркутское театральное училище, курс Валентина Зверовщикова и Александра Булдакова. С 2016 по 2024 год артист служил в Иркутском областном театре юного зрителя им. А. Вампилова, где успел исполнить десятки ролей, среди которых Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Гекльберри Финн («Приключения Тома Сойера»), Чик («Чик. Гудбай, Берлин») и многие другие. С 2024 года Александр официально присоединился к коллективу театра «Новая драма», с которым давно сотрудничал. Иркутяне могли видеть его в спектаклях «Мой папа – Питер Пэн», «Псибо», «Хор», «Гренландия». Также актёр с удовольствием пробует свои силы в кино, в своё время он принимал участие в съемках фильмов «На Байкал – 2», «Поехавшая», «Лето на память» и новогодних проектов иркутских креативщиков Burkalo Production.

 – Александр, как вы готовитесь к роли Леонида Гайдая? Что смотрите, что читаете, как ищете образ?

 К своему стыду, лишь после открытия памятника в Иркутске я узнал, что этот гений комедии наш земляк. Мастер своего дела, раскрывший столько талантов. Гайдай начинал свой творческий путь как актёр нашего академического театра, поэтому мне было интересно посмотреть фильм «Ляна» с его хорошей ролью второго плана. Оттуда я подглядел психофизику, некоторые жесты. На самом деле я был удивлен, как мало сохранилось архивных видео или документальных материалов, где бы снимали Гайдая, в особенности, когда он говорит. Снимали Миронова, Никулина, Демьяненко, а Гайдай как режиссёр был в стороне. Такое ощущение, что никто и не предполагал, что именно в его лице здесь и сейчас куётся золотой фонд советской комедии. И, конечно, я ориентировался в чем-то на образ Шурика, ведь это лирический герой самого Гайдая, такое же явление, как Маленький Бродяга у Чаплина. Александр Демьяненко прекрасный драматический актер, его работы были номинированы на премии европейских фестивалей, но он смог гениально создать комедийный и очень теплый, легкий, такой родной образ, который навсегда остался в наших сердцах.

– Чувствуете ли вы себя в чем-то похожим на Леонида Иовича или для этой роли приходится находить совсем не характерные для себя черты? 

 Мне сказали, что внешне я чем-то на него похож, правда, я не такой высокий. А по характеру Гайдай, на мой взгляд, всё же больше закрытый человек, его руки на многих кадрах из видеоархивов скрещены – это поза человека, который словно отгораживается от всех, когда творит, не замечая никого вокруг. Ведь все гениальные решения сцен в фильмах и особые актёрские фишки придуманы им самим, он зарисовывал в тетрадь кадры, которые впоследствии стали «крылатыми». Современные подростки, наверное, назвали бы его креативным генератором мемов. Все, кто знал Леонида Иовича в жизни, выделяют одну его отличительную особенность – позитив и то, что он никогда плохо ни о ком не говорил, не тащил проблемы в дом, но лично мне он всегда почему-то казался грустным и одиноким. Возможно, это потому, что мы оба с ним интроверты, хоть и можем выглядеть со стороны очень общительными, активными, экстравертивными.

– Как проходят ваши репетиции? Как справляетесь с личными творческими вызовами в новом для вас жанре музыкального театра?

На репетициях царит невероятно тёплая атмосфера, все заряжены, полностью отдаются делу, так что я получаю огромное удовольствие от работы. В Иркутском музыкальном театре совершенно замечательная труппа. С кем-то из ребят мы ещё в студенчестве пересекались, параллельно обучались в Иркутском театральном училище. Было очень приятно встретиться с Гейратом Шабановым, Стасом Грицких, Сашей Зайцевым. Что касается вызовов, то пока мне сложновато даются какие-то танцевальные переходы, но я очень стараюсь. Ещё, конечно, сильно волновался на счет нот, потому что я все-таки актёр драматического театра. Да, у меня был концертный опыт, но вот именно существования в жанре музыкального театра, мюзикла, ещё не было. Так что органично существовать в новом для меня жанре, наверное, самый главный творческий вызов. А ещё у меня возникла совершенно непредвиденная проблема. По тексту я говорю своей сценической жене: «Нина, ты должна понимать, ты некрасивая…». А роль супруги Гайдая исполняют чудесные Аня и Маша (Анна Захаренкова и Мария Дербина)! До сих пор этот текст вылетает, ну как так, ведь они просто красавицы! У меня просто невероятные партнерши – мои «жены», актрисы, с которыми мы исполняем номер «Уезжаю в Ленинград» (Яна Иванова и Людмила Шер), они потрясающе работают. Всё видят, воспринимают, чувствуют и ещё так замечательно поют – для меня это, конечно, невероятный навык, когда всё так гармонично сочетается.

– А как вы сами относитесь к творчеству Леонида Иовича?

Гайдай – это как генетический код. Как первые детские воспоминания, его картины всегда шли дома на экране, сколько себя помню. Когда я стал постарше, то, конечно, и фильмы мне стали нравиться более серьёзные, даже где-то андеграундные. Также и в отношении юмора нравились больше фильмы Данелии, братьев Коэн, когда при просмотре одновременно смешно и немножко грустно. И всё же я ловлю себя на мысли, что если где-нибудь идет гайдаевская комедия, то я никогда не переключаю. Его творчество – гарантированно действенный рецепт от плохого настроения. Гайдай создал красивую, беззаботную утопию той страны, которую все любят и по которой ностальгируют даже те, кто в той эпохе не жил.

Поделиться: