октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
03
вс
04
пн
06
ср
11
пн
12
вт
18
пн
25
пн
02
пн
03
вт
09
пн
16
пн
18
ср
19
чт
30
пн
01
ср
09
чт
12
вс
13
пн
14
вт
15
ср
20
пн
22
ср
27
пн
03
пн
10
пн
17
пн
24
пн
25
вт
26
ср
27
чт
28
пт

Легенды Иркутского музыкального театра: Евгений Васильев

11 июня 2021

Этого человека знали практически все. Он шел по улицам города Иркутска и раскланивался направо и налево, потому что добрая половина иркутян были его друзья, а вторая половина – знакомые. С годами он погрузнел, округлился, но неизменно струилась доброта из его чуть прищуренных глаз и голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Собственно, именно голос и определил амплуа будущего мастера отечественной оперетты Евгения Степановича Васильева. Ещё когда он играл на самодеятельной сцене, ему уже давали роли стариков, потому что «подводил» голос, отличающийся особыми модуляциями, небольшой хрипотцой и каким-то рокотанием. В далеком 1946 году, бросив учебу в Иркутском горном институте, Женя пришел в Иркутский театр музыкальной комедии и был прослушан самим Григорием Гроссом.

Гросс сумел в робких первых актерских попытках Жени Васильева разглядеть истинный талант, будущее актерское амплуа. И действительно, с первых дней профессиональной жизни артиста Васильева в его творческой биографии стали один за другим появляться ставшие впоследствии знаменитыми «васильевские» старики. Их с годами наберется около двухсот, но как они будут непохожи друг на друга! Это и первая большая роль в театре – дежурный тюрьмы в оперетте И.Штрауса «Летучая мышь», которую Евгений играл в очередь с Гроссом и Загурским. Но дежурный Васильева отличался какой-то особой человечностью, детским наивом, и потому ситуации, в которые попадал персонаж, становились жизненно оправданными и трогательно смешными. Этот подход к решению на сцене человеческих характеров и судеб стал отличительной чертой актерской личности Евгения Степановича. Поэтому столь неподражаемыми и памятными до сих пор остаются его дед Нечипор из «Свадьбы в Малиновке», Пенижек в «Марице», денщик Иван в «Голубом гусаре» и многие, многие другие.

Евгений Степанович прошел долгую сценическую жизнь не меняя амплуа, что само по себе факт в театре уникальный. Он менял грим, менял походку, костюмы и и национальную принадлежность своих героев, но всегда они были наделены тонким юмором, обаянием, умением оставаться в строгих рамках жанра оперетты.

И еще об одной – почетной и любимой зрителями роли – нельзя не сказать. В том же 1946 году Женя Васильев впервые пришел в детский сад на новогодний праздник. С тех пор он был самый любимый Дед Мороз Иркутской области. Пожалуй, не было такой школы, детсада и учреждения, где бы не появлялся замечательный и долгожданный Дед Мороз Васильев – с мешком подарков, с шутками и песнями, обязательно с им самим разработанным сценарием праздничного визита. Эту роль Евгений Степанович любил больше всего. Он говорил, что она его ежегодно омолаживает, дает новый запас сил и надежду обязательно дожить до следующего года: ведь если он не придет к ребятам – значит, он их обманет, а это несовместимо с характером и творческим кредо артиста.

Евгений Степанович Васильев не имел званий, хотя по сути был истинно народным артистом, потому что все сыгранные им роли в совокупности составляли огромный и разноплановый народ, которому большой и добрый артист посвятил свою замечательную жизнь.

автор статьи:

директор музея Арнольд Беркович

Поделиться: