Легенды Иркутского музыкального театра: Евгений Васильев
Этого человека знали практически все. Он шел по улицам города Иркутска и раскланивался направо и налево, потому что добрая половина иркутян были его друзья, а вторая половина – знакомые. С годами он погрузнел, округлился, но неизменно струилась доброта из его чуть прищуренных глаз и голос, который нельзя было спутать ни с каким другим. Собственно, именно голос и определил амплуа будущего мастера отечественной оперетты Евгения Степановича Васильева. Ещё когда он играл на самодеятельной сцене, ему уже давали роли стариков, потому что «подводил» голос, отличающийся особыми модуляциями, небольшой хрипотцой и каким-то рокотанием. В далеком 1946 году, бросив учебу в Иркутском горном институте, Женя пришел в Иркутский театр музыкальной комедии и был прослушан самим Григорием Гроссом.
Гросс сумел в робких первых актерских попытках Жени Васильева разглядеть истинный талант, будущее актерское амплуа. И действительно, с первых дней профессиональной жизни артиста Васильева в его творческой биографии стали один за другим появляться ставшие впоследствии знаменитыми «васильевские» старики. Их с годами наберется около двухсот, но как они будут непохожи друг на друга! Это и первая большая роль в театре – дежурный тюрьмы в оперетте И.Штрауса «Летучая мышь», которую Евгений играл в очередь с Гроссом и Загурским. Но дежурный Васильева отличался какой-то особой человечностью, детским наивом, и потому ситуации, в которые попадал персонаж, становились жизненно оправданными и трогательно смешными. Этот подход к решению на сцене человеческих характеров и судеб стал отличительной чертой актерской личности Евгения Степановича. Поэтому столь неподражаемыми и памятными до сих пор остаются его дед Нечипор из «Свадьбы в Малиновке», Пенижек в «Марице», денщик Иван в «Голубом гусаре» и многие, многие другие.
Евгений Степанович прошел долгую сценическую жизнь не меняя амплуа, что само по себе факт в театре уникальный. Он менял грим, менял походку, костюмы и и национальную принадлежность своих героев, но всегда они были наделены тонким юмором, обаянием, умением оставаться в строгих рамках жанра оперетты.
И еще об одной – почетной и любимой зрителями роли – нельзя не сказать. В том же 1946 году Женя Васильев впервые пришел в детский сад на новогодний праздник. С тех пор он был самый любимый Дед Мороз Иркутской области. Пожалуй, не было такой школы, детсада и учреждения, где бы не появлялся замечательный и долгожданный Дед Мороз Васильев – с мешком подарков, с шутками и песнями, обязательно с им самим разработанным сценарием праздничного визита. Эту роль Евгений Степанович любил больше всего. Он говорил, что она его ежегодно омолаживает, дает новый запас сил и надежду обязательно дожить до следующего года: ведь если он не придет к ребятам – значит, он их обманет, а это несовместимо с характером и творческим кредо артиста.
Евгений Степанович Васильев не имел званий, хотя по сути был истинно народным артистом, потому что все сыгранные им роли в совокупности составляли огромный и разноплановый народ, которому большой и добрый артист посвятил свою замечательную жизнь.
автор статьи:
директор музея Арнольд Беркович