С ТВОРЧЕСКИМ ЮБИЛЕЕМ!
С ТВОРЧЕСКИМ ЮБИЛЕЕМ!
Сегодня мы поздравляем заслуженного артиста России ВИКТОРА ЛЕСОВОГО с профессиональным праздником – вот уже 45 лет он трудится на благо искусства и делится своим талантом со сцены Иркутского областного музыкального театра им. Н. М. Загурского!
В 61 год заслуженный артист России Виктор Лесовой блестяще спел Ленского в опере «Евгений Онегин». При этом у зрителей не возникло даже тени сомнений, что перед ними 18-летний поэт — настолько молодо звучал его потрясающий тенор, настолько легки были движения. Виктор Васильевич и сегодня, спустя 14 лет, сохраняет прекрасную артистическую и вокальную форму, радуя острохарактерными ролями, заряжая своим задором и позитивной энергией.
Виктор Лесовой родился в селе Глиное Молдавской ССР. С самого детства он поражал земляков очень красивым вокалом.
«В детстве я любил слушать Робертино Лоретти, и, когда пел, голос летел по всей деревне: Джамайкааааа. Поэтому у меня было прозвище «артист». Очень хороший голос был у мамы и ее сестер, когда они собирались и пели втроем — это было необыкновенно красиво. А вообще, там, где я родился, в селе Глиное, на границе Молдавии и Украины, где сильны народные традиции, — поют все», — вспоминает Виктор Васильевич.
«Я пел везде — в школе, в деревенском клубе. Очень любил танцевать. А вот учился средне, и поведение было плохое, потому что я всех смешил на уроках и этим нарушал дисциплину. Помню, учительница по немецкому языку, строгая такая, говорила: «Тебе клоуном надо быть!» А я во всех сочинениях писал, что буду артистом. И вот, сбылось», — констатирует Виктор Лесовой.
Будущий артист после окончания школы поступил в Кишиневское музыкальное училище, но проучился недолго — его призвали в армию.
«Меня распределили в группу советских войск в Германии. Мы ехали в эшелонах, таких, как были в 1945 году, по 40 человек в вагоне. Однажды нас спросили, какими профессиями кто владеет. Я сказал, что могу петь, меня прослушали и определили в ансамбль песни и пляски. Дальше служба шла отлично. Вспоминаю это время всегда с улыбкой. Мы давали по 17 концертов в месяц. Пели песни советских композиторов, немецкие песни, арии из опер», — рассказывает Виктор Лесовой.
После службы и окончания музыкального училища будущий артист поехал поступать в Одесскую консерваторию. Он с честью выдержал экзамены, хотя конкурс был 11 человек на место, и окончил консерваторию по классу вокала в 1979 году.
«У меня было предложение поехать в Воронеж, но там не давали жилья. И вмешался случай — я познакомился с главным дирижером Иркутской музкомедии Эммануилом Семеновичем Тобиашем. Он нас и пригласил с моей супругой Татьяной — она пианист-концертмейстер — на работу. Так мы переехали в Сибирь и не пожалели! Хотя, когда мы прилетели 27 ноября, в Иркутске было –37, а в Одессе в это время дождик шел. Естественно, это был шок! Я отказывался выходить из гостиницы «Сибирь», куда нас временно поселили, пока мне не принесут тулуп. Но приняли нас в театре очень радушно. И, конечно, за эти годы театр стал нашим вторым домом», — говорит Виктор Васильевич.
Благодаря своим прекрасным вокальным данным артист быстро стал ведущим солистом. За 45 лет в театре он сыграл более 200 ролей. Среди них: Бони в «Сильве», Тони в «Принцессе цирка», Марчелло в «Комедиантах», Наполеон в «Баядере», Альфред в «Травиате», Альфред в «Летучей мыши», Арлекин в «Паяцах», Федерико в «Юноне и Авось», Ленский в «Евгении Онегине», Тебано в «Учителе танцев», Кораблев в «Белой акации», Норфолк в «Двух королевах», Федерико в «Собаке на сене», Ефим Исаевич в «Женихах» и многие другие.
«Голос — это полноводная, а не бурная река. Он должен течь спокойно, литься непрерывно. Этому я учился у очень хороших педагогов. Мой преподаватель в Кишиневе Лариса Ивановна Грицель сама училась у итальянцев, и она много передала секретов этой школы. Потом меня обучал известный оперный певец Николай Леонидович Огренич, который три года стажировался в Ла Скала. Они всегда говорили, что петь нужно так, чтобы «не давить» голос снизу. Нужно петь на 50-60% от возможностей своего голоса. Кстати, зрители за границей всегда чувствуют, когда певец слишком напрягается — удовольствие от его пения невозможно получить», — поясняет Виктор Лесовой.
Секреты своего вокального мастерства сейчас он передает молодому поколению артистов театра.
«Я раньше не подозревал, что могу быть хорошим педагогом. Правда, ко мне давно ребята подходили, спрашивали, не могу ли я с ними поработать, но я, шутя, отвечал, что не готов пока секреты выдавать, еще сам молодой. Но со временем, по совету Владимира Константиновича Шагина, начал с нашими вокалистами заниматься, ведь даже очень хорошему артисту нужен тренинг. Постепенно мне эта работа понравилась. Тем более я убедился, что делаю все правильно: и слышу, и ощущения передаю нужные вокалисту», — делится Виктор Васильевич.
«Был как-то один случай на концерте в Ангарске, заходит за кулисы женщина в возрасте и говорит: Виктор Васильевич, мы, будучи студентами, всем курсом ходили на ваши спектакли, так любили вас! Я смотрю на нее и понимаю, что она — совсем бабушка! А значит — я такой же старый дед! Но мне обычно моего возраста не дают, может секрет этого в нашей профессии? Еще смешной случай был: когда мы отмечали мое 60-летие, один мужик, узнав мой возраст, сказал: «Вот что значит всю жизнь не работать!» Эта фраза меня срезала напрочь. Я ему говорю: «А ты знаешь, что в молодости мы иногда по три рубашки за спектакль меняли?» Хотя, наверное, в чем-то он прав — работать артистом легко. Ведь это мое призвание».
От всей души желаем Виктору Васильевичу крепкого здоровья, творческих успехов и благополучия во всех сферах!