ПОЗДРАВЛЯЕМ С ЮБИЛЕЕМ!
Сегодня, 2 февраля, ЮБИЛЕЙ празднует начальник гримерно-постижёрного отдела Иркутского музыкального театра Нина Попова! Мы от всей души желаем Нине Николаевне здоровья, интересных творческих находок и их воплощения, огромного счастья! Пусть в каждом дне будет повод для улыбки и радости!
Театр можно сравнить со сложным организмом, жизнь которого зависит от гармоничного взаимодействия различных систем-цехов. Спектакли создаются в творческом единстве людей разных профессий, и все они необходимы, хотя далеко не все «на виду». Одна из таких профессий – гример-постижер.
Каждый вечер гримеры-постижеры создают красоту – потрясающие прически и характерные черты внешности, в совокупности формирующие образы персонажей. В итоге всё это становится частью целостной картины спектакля.
Сегодня в гримерно-постижерном цехе нашего театра трудятся четыре мастера, а заведует этим царством красоты Нина Николаевна Попова. Уже 30 лет она преданно служит Иркутскому музыкальному театру.
– Нина Николаевна, расскажите, как Вы пришли в театр?
Я выросла в Крыму, в городе Симферополе. Там закончила техникум Советской торговли, там же познакомилась с будущим мужем Владимиром Поповым (теперь он – заслуженный артист РФ, ведущий солист Иркутского музыкального театра, — ред). В 1978 году мужа пригласили работать в город Тимертау – там была база Карагандинского театра. Планировалось, что через год этот театр переведут в Алма-Ату, но власти решили, что там театров достаточно. Вместо Алма-Аты всех перевели в Караганду. Конечно, я поехала с ним. В мае 1979 году, еще в Тимертау, театр собрался на гастроли. Я сказала мужу, что одна в городе не останусь, и поехала вместе со всеми. Вот так и пришла в театр. Всему, что я умею, меня научили именно там, и я очень благодарна своей наставнице Галине Худоерко – ведь сначала я даже не знала, как правильно парик надеть (смеется). Галина ни минуты без работы не давала сидеть – научила и прически делать, и грим накладывать. Она же научила меня делать парики, усы, бороды, шиньоны – всему, что делают постижеры. Сначала я работала с хором и балетом. Было непросто: прически сложные, к тому же у каждого свой характер, и нужно было найти подход. Со временем я перешла на женские персонажи, позднее стала заведующей цехом.
— А как оказались в Иркутске?
– Мужа пригласили работать в Иркутск. Он уже бывал в этом городе и всячески уговаривал меня, рассказывал о красивых старинных домах, о набережной, об Ангаре. А вот коллеги отговаривали, пугали холодом. Взвесив все «за» и «против», мы все-таки решились, и 12 октября 1988 года, в день, когда нашей дочери исполнился год, приехали в Иркутск.
— И как Вас приняли в театре?
– Когда мы приехали, я была в декрете со вторым ребенком, в основном брала работу на дом, шила шиньоны для спектаклей. А летом, уже полностью влившись в коллектив, поехала со всеми на гастроли в Улан-Удэ и Владивосток. Конечно, мне очень помог опыт, полученный в Караганде. Профессией «постижер» здесь владели немногие.
— Какие ваши изделия были самыми необычными?
– В спектакле «Веселая вдова» художник по костюмам Елена Вершинина очень творчески подошла к образам героев. Для женщин были сделаны парики не из волос, а из полупрозрачных узких лент. Мы работали плойкой, накручивали тысячи километров этих лент (улыбается), потом бутафоры придавали каждому парику фантазийную форму и приклеивали его на специально заготовленную основу. Мужские персонажи тоже интересны в этом спектакле – усы необычных форм, бороды, специальный грим. Это был интересный опыт.
– Как создается образ персонажа?
– Мы очень плотно работаем с художниками. Смотрим эскизы, обсуждаем, решаем, как воплотить его задумку. Если прическа нарисована схематично – изучаем эпоху, историю причесок, пробуем, предлагаем. Раньше было проще – прически в основном соответствовали эпохе. Сейчас образы часто пытаются осовременить, и это порой непросто.
– Труппа в театре большая, работы бывает много. Как справляетесь?
– В нашем цехе четыре мастера. Кто первый приходит, сразу ставит бигуди (улыбается). Пока они закипают, разбираем и снова завиваем шиньоны вчерашнего спектакля. Потом подходят актеры – кого накрутим, кого причешем – всё зависит от спектакля. Во время спектакля часто меняются и прически, и головные уборы – это ведь театр, и за два часа герой может из юноши превратиться в старика. В свободное время делаем парики или бороды, занимаемся текущим ремонтом, изучаем материал к очередному спектаклю.
– Вы работаете с женскими персонажами. Сложно угодить женщине–актрисе?
– Каждая женщина хочет быть еще более красивой, а актриса тем более; к каждой нужно найти подход и удачный образ, понять, что ей подходит. Среди актеров даже ходит такая фраза; «Надо дружить с цехами!» К примеру, Елена Константиновна Волошина, прекрасная актриса и мудрая женщина, на любой парик только четыре шпильки всегда приносила – не больше, не меньше. Вот и стараешься: вытащишь шпильку, в другое место воткнешь, и так каждую, переживаешь…
Какие-то идеи рождаются уже после премьеры. Так, для Евгении Калашниковой в спектакле «Сrazy dance, или пять свадеб в один день» не сразу был подобран образ, мы долго искали, экспериментировали с прическами и однажды нашли правильный.
– А смешные случаи бывали?
– Конечно! Однажды, например, парик мольеровский забыли на выездной спектакль. Сначала, конечно, испугались: не побежишь же назад за сто километров, что делать? Быстро сориентировались и за полчаса сшили новый парик. Потом уже смеялись.
– Нина Николаевна, Вы уже более тридцати лет живете в Иркутске. Стал ли он для вас родным?
– Конечно. Родители отговаривали, особенно мама: «Неужели тебе нравится такая цыганская жизнь? По три месяца дома не бываете, дети у чужих людей» (это мы по БАМу ездили, а дочка в первый класс пошла, и пришлось договориться с соседями, чтобы она у них пожила). В начале 2000-х нас приглашали в другой город, ближе к нашей родине, к родителям, но муж сказал: «Мы останемся в Иркутске». Здесь у нас выросли дети, появились внуки. Друзья, театр, дача. Конечно, это наш дом.
Зав. постановочной частью Иркутского музыкального театра Наталия Николаевна Убрятова:
Над созданием спектакля работают многие специалисты, и работа гримерно-постижерного цеха в театре очень важна. Нам повезло, что у нас в театре есть такой высококлассный специалист, как Нина Николаевна. Сейчас профессией «постижер» владеют немногие, порой не в каждом театре есть хотя бы один специалист, у нас же Нина Николаевна активно обучает своих коллег и молодых специалистов. В цехе всегда кипит работа, будь то обсуждение нового спектакля, поиск образов, изготовление очередного шиньона. Мастера, способного работать по эскизам художника, прекрасно знающего исторические эпохи, при этом экспериментирующего и предлагающего свои идеи, найти очень сложно. Так, в спектакле «Алые паруса», чтобы создать «ветер» на головах артистов балета, пришлось многое перепробовать. Сколько было исканий, переживаний, проб и ошибок, но в результате всё получилось наилучшим образом.
Я поздравляю Нину Николаевну с юбилеем и желаю ей здоровья, интересных решений, вдохновения, профессиональных успехов и долгих лет работы в нашем театре! Нина Николаевна, Вы очень ценный и высококлассный специалист широкого профиля с большим желанием творчески работать и совершенствоваться. Спасибо Вам!