ИНТЕРВЬЮ: «НЕ УГАСНЕТ К ТЕАТРУ ИНТЕРЕС»
ИНТЕРВЬЮ: «НЕ УГАСНЕТ К ТЕАТРУ ИНТЕРЕС»
Интервью интернет-изданию «Слово»
- Какие новшества в сфере культуры могут быть важны для сохранения роли театра в обществе?
Сейчас, во времена бесконечного информационного шума и великого множества развлечений, нам особенно важно сохранять зрительский интерес к театру. Как к искусству, как к выражению культурных ценностей, как к досугу, как к профессии. Важно, чтобы разрабатывались новые проекты и механизмы взаимодействия с публикой как на государственном уровне, так и самостоятельно каждым конкретным театром.
Из новых масштабных культурных инициатив хочется, конечно же, отметить программу «Пушкинская карта». Это действительно эффективная идея, которая помогает вовлекать юное поколение в мир искусства и знаний, культурную жизнь. Могу с гордостью сказать, что сейчас наш театр лидирует среди учреждений культуры Иркутской области по реализации билетов в рамках программы «Пушкинская карта». И за этим стоит огромная работа. Мы подключились к проекту одними из первых, разбирались с различными сложными техническими нюансами, делились опытом с коллегами и даже разработали новый культурно-образовательный проект «Театр+» специально для держателей «пушкинских карт». Мы приглашаем ребят сходить на экскурсию в музей или прослушать лекцию в библиотеке об истории или литературе, а затем прийти к нам в театр на спектакль. В осуществлении этой задумки нас поддержали коллеги из учреждений культуры – это Музей декабристов, Иркутский художественный музей им. В.П.Сукачева, Библиотека им. И.И.Молчанова-Сибирского, Культурный центр Александра Вампилова, Библиотека им. И.Ю.Уткина. Нам очень помогают учителя, классные руководители, кураторы из учебных заведений. Сейчас есть пять тем: «Декабристы», «Островский», «Гоголь», «Вампилов», «Есенин». Мне кажется, всем вместе нам удалось запустить целое образовательное движение, которое направлено на привлечение молодежи в театр, музей, библиотеку.
Огромную помощь в сохранения интереса к театру играет и развитие грантовой системы, государственных и частных инициатив, которые финансово могут поддержать идеи театральных коллективов. В 2022 году благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив мы обновили наш Театральный музей, превратив его в яркое и современное образовательное пространство, а в 2023 году представили наш просветительский проект для детей «Прокофьев+», который поддержал «Российский фонд культуры». Здорово, что у культурных организаций есть возможность участвовать в подобных конкурсах.
Музыкальному театру всегда сложно и затратно организовать полномасштабные гастроли, ведь нужно обеспечить проезд и проживание 150 человек, перевозку декораций, костюмов, аппаратуры. А ведь любому театру хочется расширять географию своих творческих поездок, знакомиться с новыми зрителями, радовать их своими спектаклями. Наш коллектив несколько лет подавал заявку на участие в Федеральной программе «Большие гастроли» и, наконец, в этом году ее одобрили – осенью покажем в Омске наши лучшие спектакли. Для нас это очень радостная и приятная новость, мы с нетерпением ждем этой поездки! Всех приглашаем!
- Как театр осуществляет выбор тем для постановки?
Планируя будущие премьеры, мы решаем, какое место тот или иной спектакль займет в нашем репертуаре. Как он соответствует нашим творческим потребностям и возможностям: интересен ли нам художественно этот материал, есть ли артисты на роли, увлечет ли их работа в нём. Ведь когда исполнителям нравится материал, то и играют они с удовольствием. В результате получается сильный, эмоциональный, атмосферный спектакль. И, конечно же, мы всегда думаем, что будет интересно зрителям. Следим, на какие спектакли охотнее всего ходят, о каких чаще всего говорят, на что есть запрос. Контакт с аудиторией помогает нам лучше понять, что стоит предложить. Например, в нашем репертуаре есть мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!». Светлый, сказочный, поучительный, на него ходят целыми семьями. Дети, родители, бабушки, дедушки – все проводят время вместе в театре. И это замечательно! Каждый показ – неизменный аншлаг. Многие люди приходят по несколько раз. Именно поэтому мы решили, что в репертуаре театра нужен ещё спектакль для семейного просмотра. Так родился мюзикл «Белый Клык» по знаменитой повести Джека Лондона. Классика, в которой раскрываются темы взросления, добра, человеческого тепла.
Также мы стремимся к тому, чтобы в репертуаре появлялись спектакли, связанные с нашим родным краем, с Иркутской областью, а для музыкального театра такие произведения найти не так просто. Сейчас в нашем творческом арсенале есть мюзикл «Декабристы», в котором специально для нас дописали линию о пребывании Трубецкого в Иркутске. Этот спектакль стал шестикратным номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Есть лирико-комическая опера «Старший сын», в основе которой пьеса нашего выдающегося земляка Александра Вампилова, есть замечательная музыкальная комедия «Любовь и голуби» по мотивам одноименного произведения ещё одного нашего сибирского драматурга – Владимира Гуркина.
- Как современная литература влияет на творческий процесс в театре?
Современная литература богата разнообразными жанрами и формами. Если раньше мы могли соотносить какой-то период истории с определенными литературными течениями, открытиями и новшествами, то в нынешней литературе одновременно рождаются и прекрасно соседствуют реализм, мистика, фантастика, фольклор, лирика. С современными пьесами театру легче быть более свободным, изобретательным и в хорошем смысле раскованным, ведь над постановщиками ещё не висит груз зрительских ожиданий, которые всегда сопровождают постановки популярных классических пьес. Зачастую театр становится площадкой для первой встречи литературного произведения и публики. Поэтому, как мне видится, между современной литературой и театром, как минимум драматическим, тонкий и продуктивный диалог. К сожалению, музыкальному театру находить свежий материал всегда сложнее, ведь помимо интересной истории необходима и соответствующая ей музыка. Но такой запрос точно есть! Мы всегда открыты к экспериментам и работе с молодыми драматургами и композиторами.
- Как вы считаете интерес публики к театру в 21 веке вырастет или угаснет?
Могу уверенно сказать, что интерес публики к театру совершенно точно не угаснет. Это уникальное искусство, заменить которое не смогло и не сможет ни одно другое. Театр будет меняться, совершенствоваться, взаимодействовать с другими творческими формами, становиться ещё более диалектичным, интерактивным. Неизменным, на мой взгляд, должно остаться живое взаимодействие актёра и зрителя, ведь это сущность театра, его естество, зерно, из которого он произрастает.