ноябрь
декабрь
январь
01
вт
02
ср
03
чт
04
пт
05
сб
06
вс
07
пн
08
вт
09
ср
10
чт
14
пн
21
пн
28
пн
05
пн
06
вт
08
чт
12
пн
15
чт
19
пн
27
вт
01
вс
09
пн
10
вт
11
ср
12
чт
16
пн
23
пн
30
пн

С ТВОРЧЕСКИМ ЮБИЛЕЕМ!

10 июля 2022
С ТВОРЧЕСКИМ ЮБИЛЕЕМ!

Голос народного артиста России Николая Петровича Мальцева – самый известный в Иркутске. Именно его глубокий бархатный баритон звучит на мероприятиях самого высокого уровня, а также неизменно перед началом всех спектаклей приветствует зрителей. В каком бы гриме артист ни вышел на сцену, после первых же слов понимаешь – перед тобой Мальцев. Не менее узнаваемы и его актерские образы. Кстати, так сложилось, что Иркутский музыкальный – первый и единственный театр в творческой биографии артиста.

Николай Мальцев родился 27 ноября 1956 года в городе Запорожье Украинской ССР и с самого раннего детства поражал всех своей артистичностью и вокальными данными.

«Я вырос в рабочем районе в бараке, где было принято по вечерам собираться, разговаривать и петь песни. Мы жили материально тяжело, но дружно. Петь я очень любил, а еще, когда ходил в детский сад, на палочках забора изображал игру на фортепьяно. Соседи говорили: вырастет — артистом будет. Но я не ходил ни в какие студии. Была попытка учиться в музыкальной школе по классу баяна, однако больше года я не выдержал, хотя до этого сам пытался подбирать музыку. Хотел играть с мальчишками в футбол, а не учить сольфеджио. Но музыка все равно оставалась в моей жизни: у мамы был очень хороший голос, и папа любил петь, дома проигрыватель с пластинками крутился сутками, а в школе была самодеятельность. Но после восьмого класса, когда встал вопрос — куда идти дальше, меня убедили получить среднее специальное образование», — рассказывает Николай Мальцев.

После окончания школы он поступил в Запорожский авиационный техникум на специальность «Производство авиационных двигателей», который закончил в 1975 году. Затем были два года службы в армии и год работы на заводе:

«Стремление к творчеству меня не оставляло и в то время: в техникуме я выступал на смотрах художественной самодеятельности, пел в хоре. Со второго курса у нас образовалась банда — две гитары и барабаны, я был на басу. Тогда у меня начала вырабатываться привычка к сцене. На третьем курсе художественной самодеятельностью с нами занималась Людмила Даниловна Вагнер. Она предложила мне петь сольно и посоветовала продолжить обучение в вечерней музыкальной школе. Потом — армия, в которой тоже самодеятельность. После демобилизации год работал на заводе, а к весне педагог сказала, что нужно определяться и куда-то поступать. Я выбрал Ленинград, потому что был влюблен в этот город».

В 1978 году Николай Мальцев поступил на отделение «Актер театра музыкальной комедии» в музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова.

«Хотел на вокальное, но мне сказали, что конкурс там очень большой, и, видимо, это была судьба. Сейчас думаю: если бы сразу не поступил, то вряд ли попробовал бы снова. Ведь я уже поработал слесарем-сборщиком четвертого разряда и достиг в этом деле определенного мастерства», — с улыбкой вспоминает Николай Петрович.

Судьба в лице главного дирижера Иркутской музкомедии Эммануила Семеновича Тобиаша определила его будущее место работы. Тогда театрам было принято искать молодые таланты в лучших учебных заведениях страны. Юный Николай Мальцев учился на третьем курсе, и предложение пройти стажировку в Иркутской музкомедии, которая в то время гастролировала в Москве, Владимире и Туле, принял с удовольствием:

«Тогда я уже полюбил театр и, кроме того, еще ни разу не был в Москве. Выходил в хоре, в массовке и даже сыграл две маленьких роли в детском спектакле «Золушка» и в постановке «Товарищ любовь». Коллектив мне понравился, и, видимо, это чувство было взаимным, так как я сразу получил устное приглашение на работу. В феврале 1982 года в училище пришла официальная телеграмма. Других вариантов у меня не было, и я не стал ходить на другие прослушивания. Подумывал поступить в консерваторию, но мне было уже 26 лет, и я решил больше не терять времени. Тем более Иркутская музкомедия считалась одним из лучших музыкальных театров в стране. А еще мне обещали оклад 140 рублей с северной надбавкой 20% и комнату в общежитии!»

Николай Мальцев вспоминает, что переезд в далекую Сибирь в те годы воспринимался, как романтический поступок. Однако работа в Иркутском театре музыкальной комедии снова началась с гастролей.

«Когда я поступил на работу, театр был в Калуге, и я поехал туда. На крыльце гостиницы встретил главного режиссера Мирона Ярославовича Лукавецкого. Он сразу меня узнал: «О, приехал! А я думал, не решишься из Ленинграда в Сибирь! Заходи, давай чемоданы, сейчас пойдем в театр». Меня сразу же ввели в большой спектакль «Судьба актрисы», где я играл роль помещика Верхотурова. Мне было 26 лет, а на сцене я перевоплощался в мужчину за 60. Там же начались читки спектакля «Принцесса из Марьиной рощи». На роль принца Фа было назначено три актера: Вячеслав Дычинский, Владимир Черненко и я. Но так получилось, что остался я один. Там был дичайший грим на лице — коричневый с зелеными пятнами, а еще мне завивали и начесывали волосы, чтобы в итоге на голове получался шар. В театре моего персонажа называли «принц зелененький». Это была странная придумка автора. Герой был с какого-то острова в Тихом океане. Для меня, как начинающего артиста, это была очень хорошая тренировка. Мы с этим спектаклем объехали всю Иркутскую область», — вспоминает Николай Петрович.

С тех пор артист долгие годы выходил на сцену в амплуа простаков, хотя его фактура и голос не совсем этому соответствовали. Среди заметных ролей — Франк в «Летучей мыши», Анри в «Фиалке Монмартра», Коломан Зупан в «Графине Марице», Бони и Ферри в «Сильве».

«Помню, после премьеры ко мне подходит народный артист Виктор Петрович Жибинов и говорит: «Я думал, герой приехал, а тут — конкурент!», — рассказывает Николай Мальцев.

Ну, а потом случилась постановка «Юноны и Авось», где артист исполнил роль графа Резанова. В то время, в 1990-е годы, в театрах страны только начинали ставить рок-оперы.

«Мы с Вячеславом Варлашовым пришли к Наталии Владимировне (Печерская, главный режиссер театра) с предложением поставить «Юнону и Авось». Она долго сомневалась, ведь после ленкомовского спектакля брать этот материал было рискованно. Но хотелось чего-то современного. В Иркутске тогда уже был замечательный «Театр пилигримов» Владимира Соколова и его рок-оперы — «Масть» и «Антигона». В результате она сдалась. Помню, мы приходили к Володе Соколову — учились работать с микрофоном. Помните, как поется в рок-опере: мне 40, но успокоенья нет. Вот и мне 40 лет исполнилось осенью 1996 года, а спектакль вышел в феврале. В итоге эту роль можно назвать поворотной в моей биографии. После нее я постепенно перестал играть простаков. Пошли более возрастные роли. А спектакль идет в театре уже 25 лет», — говорит Николай Мальцев.

За сорок лет работы в театре Николаем Мальцевым было сыграно более 150 ролей. Артист плотно занят в текущем репертуаре театра, в том числе и в новых постановках. Режиссеры всегда отмечают его индивидуальность. Он умеет необычайно тонко выстроить и донести до зрителей смысл роли, обладает сильным темпераментом, виртуозно владеет мастерством перевоплощения. Николай Петрович принимает активное участие в качестве ведущего в областных и городских мероприятиях.
«В Иркутске я много работал на телевидении и радио, записывал рекламу. Было время — по семь-восемь роликов в день писали. А потом институт дикторов ушел в прошлое. Но, кстати, такой голос у меня проявился не сразу, и я специально его в этом направлении не развивал. Просто с возрастом он стал пониже, приобрел другое тембральное звучание», — отмечает Николай Петрович.

Вспоминая свою почти 40-летнюю творческую биографию на сцене Иркутского музыкального театра, он признается, что вполне доволен такой судьбой:
«Не думаю, что я бы достиг в сборке авиационной техники больших высот. Может быть, дошел бы до шестого разряда… Но, например, точно бы не встретил свою супругу Ирину, которая работает в нашем оркестре. Кроме того, театр — это совершенно удивительное место. Он помогает человеку взглянуть на себя со стороны. Зрители на спектакле проигрывают какие-то жизненные ситуации или свои фантазии. Можно сказать, что в этом есть некий психотерапевтический эффект».

От всей души желаем мэтру крепкого здоровья, благополучия, творческой энергии для новых ярчайших

и запоминающихся ролей! СПАСИБО ВАМ ЗА ВАШ ТРУД!

Поделиться: