февраль
март
апрель
май
01
чт
02
пт
03
сб
04
вс
05
пн
06
вт
07
ср
08
чт
09
пт
12
пн
19
пн
26
пн
27
вт
28
ср
29
чт
04
пн
11
пн
16
сб
18
пн
25
пн
01
пн
08
пн
15
пн
22
пн
24
ср
25
чт
06
пн
07
вт
13
пн
20
пн
27
пн

Рубрика «Легенды Иркутского музыкального театра»: Елена Волошина

18 июня 2021

Годы работы в Иркутском музыкальном театре 1956 – 2014

Писать о творчестве артистки театра музыкальной комедии Елены Константиновны Волошиной одновременно просто и сложно. Просто потому, что актерская судьба ее похожа на многие другие актерские судьбы. В то же время трудно в рамках творческого портрета проанализировать более чем пятидесятилетнюю сценическую жизнь актрисы. Успех актера – в его признании зрителями.

Елену Константиновну Волошину счастливо отличает способность глубоко вскрывать характер своих персонажей. И делала она это, я бы сказал, со скрупулезностью драматической актрисы. Вспомним хотя бы образ матери из музыкальной комедии В.Мурадели «Девушка с голубыми глазами». Роль эпизодичная. Мать во время войны в концентрационном лагере теряет свою дочь и через много-много лет встречается с ней. Для этой роли композитор написал единственный вокальный номер – колыбельную. И столько горя, столько муки, так много выстраданного вкладывала актриса в него, что невозможно было спокойно воспринимать эту трагедию человека. Не случайно именно эта роль была признана одной из лучших в спектакле.

… С чего начинается актриса? Когда, в какое время зарождается великая страсть к искусству? У каждого актера это было по-разному.

В Новочеркасске, знавшем многих великих артистов и который вошел в историю как город театральный, прошло ее детство. Отец был дирижером театра. И немудрено, что большеглазая девочка почти каждый вечер занимала свое любимое место под пюпитром отца. Особенно покорил ее гастролировавший в Новочеркасске единственный в то время театр оперетты лилипутов, который ставил «Сильву».

После смерти родителей пришлось начать трудовую жизнь. Так Елена Волошина попадает сначала в хор музыкально-драматического театра, а затем становится актрисой Воркутинского театра.

И вот снова (на сей раз, на профессиональной сцене) Елена Волошина встречается с «Сильвой». Конечно, опыта не хватало, но она играла самозабвенно. Худенькая, стремительная, с огромными черными блестящими глазами, она, казалось, растворилась в этой роли, которую любила и о которой мечтала с детства. Был успех, и все полагали, что родилась новая опереточная героиня, но режиссер Б.Мордвинов угадал в ней нечто другое – более широкие возможности, которым ограниченные рамки венских героинь не давали раскрыться. И в следующем спектакле, «Жрице огня» В.Валентинова, Волошина играла роль Анжель, закрепив за собой амплуа «каскадной актрисы».

Затем как в калейдоскопе – роли, роли, роли. Это и Стасси («Сильва»), и Лизочка («Марица»), и Серполетта («Корневильские колокола»)…

После расформирования Воркутинского театра Елена Константиновна едет в Барнаул, где работает в драматическом театре. Этот период был недолгим, но, играя в драматическом театре, она научилась глубоко анализировать поступки и характеры своих героинь, находить и выделять главное в них, и образы от того становились более реальными и, я бы сказал, человечными. Среди них: Маритана в пьесе «Дон Сезар де Базан», Поэма в комедии Минко «Не называя фамилий», Марсела в «Собаке на сене» Лопе де Вега.

Но тяга к оперетте не охладевала, и когда в 1956 году тогдашний режиссер Иркутского театра музыкальной комедии А.Орлов предложил Елене Волошиной переехать в Иркутск, она, не задумываясь, согласилась.

Елене Волошиной был свойственен дар перевоплощения. Она могла и умела быть необычной, неожиданной, неодинаковой. Во всех ролях она лепила образ крупно, емко, броско. С годами пришла творческая зрелость, и если в первых ролях отбор художественных средств был не строгим, то потом – что ни роль, то радостное открытие. Волошина великолепно танцевала, для нее не существовало невозможных па. Она всегда была сорежиссером своих ролей и потому мизансцены были так органичны и выразительны. Эти качества как воздух для опереточной актрисы.

«Принцесса цирка», год 1956. Елена Волошина играет Мари Лятуш. Девчонка, которая умела быть смелой и дерзкой и в то же время забавной и по-детски наивной. Это был любимый спектакль. И когда через много лет восстанавливали «Принцессу цирка» Елена Волошина играла уже мадам Каролину – полную, взбалмошную, с невообразимой прической, которая в самый неподходящий момент распадалась. Изменились роли, изменились годы, но остались та же броскость подачи роли, та же эксцентричность в решении и при этом удивительная, классическая опереточность. И еще о двух ролях, сыгранных Еленой Константиновной, нельзя не сказать. Миссис Пирс в музыкальной комедии Ф.Лоу «Моя прекрасная леди». Здесь актриса отказывалась от традиционно свойственных ей броских каскадных приемов, подчеркнуто чопорная, холодная миссис Пирс представала перед зрителем как монумент ханжества. Роль не наделена словами, текста мало, но это никогда не было для Волошиной препятствием, не мешало создать полнокровный, запоминающийся образ.

И, наконец, Волна-Задунайская в музкомедии А.Петрова «Мы хотим танцевать». Трудно даже представить, что эта роль старой опереточной актрисы станет каскадом актерских находок, что зритель будет вновь и вновь вызывать актрису на сцену, чтобы повторить танец и куплеты Задунайской. Безусловно, в этом немалая заслуга режиссера и балетмейстера, но многое – в мастерстве актрисы.

Совершенно изменилась внешность актрисы: квадратные плечи и руки, выставленные вперед, хищный оскал рта, походка тяжелая, в раскачку. Во всем облике наглая самоуверенность этой «вечной» героини.

– Даже если я на пенсию выйду, буду петь свои два месяца в году! – пела Задунайская, а актриса выносила беспощадный приговор наглости, рвачеству, ложной талантливость, бытующим на театральных подмостках.

Говорить о Елене Волошиной только как об актрисе, значит, создать только половину ее творческого портрета. В 1961 году Елена Константиновна была приглашена в молодежный театр миниатюр в качестве режиссера. Шесть лет огромного труда, поисков, ошибок и удач в режиссерском деле на поприще самодеятельного искусства дали ей смелость осуществить в театре музыкальной комедии такие постановки, как «Улыбнись, Света» Константинова и Рацера, «Белая акация» И.Дунаевского, «Морской узел» Е.Жарковского и др. Ее спектакли отличались гармоничностью, она не преследовала цель найти сверхоригинальные мизансцены и показать действие обязательно с необычной стороны. Нет, но все постановки режиссера Волошиной были светлыми, жизнеутверждающими. Эти свойства своего характера она щедро несла на сцену и тогда, когда работала с профессиональными актерами и когда ставила пьесы на самодеятельной сцене.

Она всегда любила быть в тесном круге молодежи, всегда находила с ними общий язык, умела незаметно и искренне становиться им необходимой. И в театре она долгие годы возглавляла почетную миссию доводить молодых актеров «до кондиции», вводить их в стиль и таинство жанра, уметь свободно играть на сцене, жить в образе. И потому совершенно справедливо вся театральная молодежь Иркутского музыкального нарекала ее святым именем «учитель».

Елена Константиновна долго и трудно шла к своим почетным званиям, ибо так распорядилась судьба и время, хотя по уровню мастерства, масштабы творчества она и без этих званий воистину была народной. Она признанный классик жанра, мудрейшая, талантливая актриса, которая переиграла практически весь репертуар отечественной и мировой музыкальной комедийной классики. И если бы на один из ее юбилеев все герои сыгранных оперетт и музыкальных комедий собрались в зале, я думаю, зрителям пришлось бы находиться за его пределами.

Заслуженный работник культуры РФ Арнольд Беркович

 

Поделиться: