март
апрель
май
июнь
01
пт
02
сб
03
вс
04
пн
05
вт
06
ср
07
чт
08
пт
09
сб
11
пн
16
сб
18
пн
25
пн
01
пн
08
пн
15
пн
22
пн
24
ср
25
чт
06
пн
07
вт
13
пн
20
пн
27
пн

Рубрика «Легенды Иркутского музыкального театра»: дирижер, композитор заслуженный артист РСФСР Алексей Кулешов (1906-1991)

30 июня 2021

Годы работы в Иркутском музыкальном театре 1951-1974

(1951-1953, 1955-1966 – главный дирижер театра; 1953-1955, 1966-1974 – дирижер)

Восьмидесятилетняя история Иркутского областного музыкального театра им. Н.М.Загурского сохранила в памяти имена многих музыкальных руководителей, которые долгие годы стояли за дирижерским пультом, создавая авторитет театру, его неповторимый и самобытный колорит. Это легендарный Эммануил Хинкис, стоящий у истоков иркутской оперетты; это импозантный и в высшей степени аристократичный Лео Балло; казавшийся подчеркнуто суховатым и внешне неприступным Евгений Потапов и, безусловно, потрясающий Алексей Кулешов. Именно с его именем связано рождение в нашем театре сибирской оперетты.

То был уже теперь далекий 1954 год. В Иркутске шла подготовка к созданию первенца Ангарского каскада – Иркутской ГЭС. Не помню уже, кто первый предложил отметить это событие каким-либо необычным способом, но Кулешов сказал, что лучшим подарком от театра может быть оперетта с сюжетом об этом эпохальном событии. Автором первой сибирской оперетты «Огни сибирские» стал тогдашний любимец публики Николай Каширский, музыку Алексей Кулешов написал сам. И в 1956 году, вечером после перекрытия Ангары, строители были первыми зрителями новой музыкальной комедии. Успех был потрясающий. Театр более 200 раз играл «Огни сибирские», возил ее на гастроли в Москву, Приморье, Поволжье, везде она имела шумный успех.

Алексей Сергеевич был фанатиком опереточного жанра. Вместе с замечательным режиссером А.Орловым и оригинальным художником театра Г.Будриным он умел создавать в театре праздник этого феерического искрометного жанра. В этом Кулешову, безусловно, помогала прекрасная творческая школа, которую он прошел до приезда в Иркутск в 1951 году. Он учился в Ленинградской оперной студии, которой руководил выдающийся советский дирижер С.Самосуд, затем окончил консерваторию, возглавляемую легендарным композитором А.Глазуновым. Постигая азы дирижирования, он посещал концерты великих Якова Хейфеца, Мирона Полякина, Карло Цекки и Артура Шнабеля. И когда в Ленинграде решили создать областной театр музыкальной комедии, его первым дирижером стал именно Кулешов. А потом в Одессе в 1939 году организовался театр музыкальной комедии. Его первым спектаклем – опереттой И.Кальмана «Сильва» – дирижировал Алексей Кулешов. Уже тогда он выработал свой стиль, свое понимание жанра. Он всегда бережно относился к композиторскому наследию, редко шел на купюры, особенно не терпел вольностей с классикой, так как считал, что новые поколения зрителей должны видеть цельный и сохраненный первоисточник.

Успех «Огней сибирских» окрылил композитора, и через несколько лет на сцене Иркутского театра появился спектакль «Желтый дьявол», созданный по роману иркутского писателя Н.Чаусова и посвященный событиям Ленского расстрела 1912 года. Затем последовал балет «Даурия» по одноименному роману К.Седых. Потом – музыка к спектаклю Иркутского драматического театра «Учитель танцев».

Особое место в творчестве Алексея Кулешова занимали детские музыкальные сказки. Вместе с народным артистом России Виктором Жибиновым он создал «Аленький цветочек» по произведению П.Бажова, а вместе с поэтом Марком Сергеевым – «Кошкин дом».

Композиторская деятельность Алексей Сергеевича была многообразной. Он писал яркую театральную музыку для спектаклей Иркутского академического драматического театра им.Н.Охлопкова: это и «Баня» по Маяковскому, «Анжело» В.Гюго, «С любовью не шутят» Кальдерона; был автором множества симфоний и романсов.

Заслуженный работник культуры РФ Арнольд Беркович

 

 

Поделиться: