апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
7
пн
14
пн
21
пн
28
пн
1
чт
2
пт
5
пн
6
вт
12
пн
19
пн
26
пн
30
пт
9
пн
10
вт
16
пн
17
вт
19
чт
20
пт
21
сб
22
вс
23
пн
24
вт
25
ср
26
чт
27
пт
28
сб
29
вс
30
пн
1
вт
2
ср
3
чт
4
пт
5
сб
6
вс
7
пн
8
вт
9
ср
10
чт
11
пт
12
сб
13
вс
14
пн
15
вт
16
ср
17
чт
18
пт
19
сб
20
вс
21
пн
22
вт
23
ср
24
чт
25
пт
26
сб
27
вс
28
пн
29
вт
30
ср
31
чт
1
пт
2
сб
3
вс
4
пн
5
вт
6
ср
7
чт
8
пт
9
сб
10
вс
11
пн
12
вт
13
ср
14
чт
15
пт
16
сб
17
вс
18
пн
19
вт
20
ср
21
чт
22
пт
23
сб
24
вс
25
пн
26
вт
27
ср
28
чт
29
пт
30
сб
31
вс
1
пн
2
вт
3
ср
4
чт
5
пт
6
сб
7
вс
8
пн
9
вт
10
ср
11
чт
12
пт
13
сб
14
вс
15
пн
16
вт
17
ср
18
чт
19
пт
20
сб
21
вс
22
пн
23
вт
24
ср
25
чт
26
пт
27
сб
28
вс
29
пн
30
вт
1
ср
2
чт
3
пт
4
сб
5
вс
6
пн
7
вт
8
ср
9
чт
10
пт
11
сб
12
вс
13
пн
14
вт
15
ср
16
чт
17
пт
18
сб
19
вс
20
пн
21
вт
22
ср
23
чт
24
пт
25
сб
26
вс
27
пн
28
вт
29
ср
30
чт
31
пт
1
сб
2
вс
3
пн
4
вт
5
ср
6
чт
7
пт
8
сб
9
вс
10
пн
11
вт
12
ср
13
чт
14
пт
15
сб
16
вс
17
пн
18
вт
19
ср
20
чт
21
пт
22
сб
23
вс
24
пн
25
вт
26
ср
27
чт
28
пт
29
сб
30
вс
1
пн
2
вт
3
ср
4
чт
5
пт
6
сб
7
вс
8
пн
9
вт
10
ср
11
чт
12
пт
13
сб
14
вс
15
пн
16
вт
17
ср
18
чт
19
пт
20
сб
21
вс
22
пн
23
вт
24
ср
25
чт
26
пт
27
сб
28
вс
29
пн
30
вт
31
ср
1
чт
2
пт
3
сб
4
вс
5
пн
6
вт
7
ср
8
чт
9
пт
10
сб
11
вс
12
пн
13
вт
14
ср
15
чт
16
пт
17
сб
18
вс
19
пн
20
вт
21
ср
22
чт
23
пт
24
сб
25
вс
26
пн
27
вт
28
ср
29
чт
30
пт
31
сб
1
вс
2
пн
3
вт
4
ср
5
чт
6
пт
7
сб
8
вс
9
пн
10
вт
11
ср
12
чт
13
пт
14
сб
15
вс
16
пн
17
вт
18
ср
19
чт
20
пт
21
сб
22
вс
23
пн
24
вт
25
ср
26
чт
27
пт
28
сб
1
вс
2
пн
3
вт
4
ср
5
чт
6
пт
7
сб
8
вс
9
пн
10
вт
11
ср
12
чт
13
пт
14
сб
15
вс
16
пн
17
вт
18
ср
19
чт
20
пт
21
сб
22
вс
23
пн
24
вт
25
ср
26
чт
27
пт
28
сб
29
вс
30
пн
31
вт

Премьера мюзикла «Бесприданница»: творческая встреча

07 апреля 2022

Накануне премьеры мюзикла «Бесприданница» состоялась творческая встреча журналистов и зрителей с авторами и постановщиками нового спектакля.

Своим видением спектакля и ощущениями от работы делились композитор Ольга Петрова (Москва), автор стихотворных текстов Дмитрий Константинов (Москва), режиссёр-постановщик Нина Чусова (Москва), хореограф-постановщик Ирина Ляховская (Санкт-Петербург), художник-постановщик Евгения Швец (Москва). Вели беседу музыкальный критик Георгий Ковалевский (Москва) и культурный обозреватель Наталья Кожевникова (Москва).

Первые вопросы были адресованы композитору Ольге Петровой, дочери Андрея Петрова, автора популярнейшей музыки к 93 фильмам, десяткам драматических и музыкальных спектаклей.

Ольга Андреевна отметила, что соприкасаться с такой музыкой, которую все любят, это, с одной стороны, большое счастье, с другой – большая ответственность.

– Когда отец писал музыку к фильму «Жестокий романс», он был полностью погружён в эту тему – тему романса и пьесы. Он хотел через музыку передать то, что Александр Островский выражал словами. Конечно же, было волнительно продолжить в спектакле работу отца – музыку, ставшую знаменитой.  Нужно было создать то, что было бы похоже по стилистике на музыку Андрея Петрова, и при этом отвечало бы требованиям спектакля. Поэтому работа шла с интонациями, характером, ритмами музыки, и это было очень интересно. При этом нужно было найти понимание, войти в созвучие с поэтом Дмитрием Константиновым, который является одним из немногих авторов, кто может писать стихи на уже готовую музыку. Были написаны и новые вещи, например, романс Карандышева. Здесь получилось наоборот. Сначала Дмитрий прислал потрясающие стихи, а к ним уже писалась музыка, – рассказала Ольга Петрова.

Нине Чусовой были адресованы вопросы о роли классики в современном театре и мире, а также, конечно, очевидные вопросы о том, чего в спектакле больше – пьесы или фильма. Нина Чусова подчеркнула, что драматургически опора была на пьесу. В спектакле удалось сохранить единство времени (чего не было заметно в фильме Эльдара Рязанова), ведь все события происходят в течение одного дня, одних суток. Спектакль начинается с картины, как город просыпается, и заканчивается действие утром следующего дня. Было важно не выйти за рамки этих суток, ведь в этом и суть – в движении времени. Для кого-то эта история любви оказалась скоротечной, как вспышка, как электрический разряд, как наваждение, «словно бабочка к огню». А для кого-то жизнь течёт медленно, без особых всплесков, как Волга, и мало что тревожит её воды. И в то же время, в одни сутки вместилось так много, что у другого на это не хватит и целой жизни.

– Безусловно, невозможно было отойти от мелодий фильма. Они уже настолько проникли в нас, что мне кажется, будто «Любовь – волшебная страна» звучит всюду – и в театре, и за его пределами. Была большая опасность – входить в эту воду. Она, как нечто неприкосновенное, которое нельзя трогать. С другой стороны, когда работаешь с тем, что нравится – это большое наслаждение, и работали мы все с материалом очень бережно. Мы просто купались в этом прекрасном сочетании сюжета и музыки. А для артистов это была потрясающая возможность проявить все грани своего мастерства. Здесь и драматизм, и юмор, и вокал, и движение. Спасибо за это драматургической классике, она даёт большие возможности для артистического самовыражения. На мой взгляд, главное, что есть в спектакле – это чистота и свет, несмотря на трагическую развязку. И это получилось возможным благодаря уникальному сочетанию музыки и пьесы, – поделилась Нина Чусова.

Режиссер подчеркнула, что в пьесе нет «плохих» персонажей. Все хотели для Ларисы добра, каждый делал это, как умел, как это было принято в рамках того времени, когда разворачиваются события.  Зритель сможет провести параллели с нынешним временем и спросить себя, что лично для него в приоритете – внешний успех или чистота чувств?

Режиссёр отметила, что ей было легко работать, в том числе и потому, что в труппе были «готовые» кандидаты на все роли, а это редкое явление. «Молодёжь Иркутского музыкального театра очень талантлива, за ними будущее», – добавила Нина Чусова.

Художник-постановщик Евгения Швец рассказала, что через сценографию отдана дань времени, в котором развивается история. В костюмах охранена силуэтная точность конца ХIX века, через ожившие фотографии и другие детали создана атмосфера того времени.
Были попытки сместить немного временную линию, но это не «легло». Нина Чусова добавила, что в спектакле не так много явного реализма, но сочетание многих деталей позволило не перегрузить спектакль прошлым и воспроизвести исторические нюансы. При этом декорации работают на то, чтобы ещё глубже раскрыть характер персонажей.

В хореографии спектакля на первое место вышли чувства. Ирина Ляховская поделилась, что не ставила задачу показать историко-бытовой танец. В то же время хотелось, чтобы вся хореография вплеталась в сюжет и была его неотъемлемой частью. Например, вальс в конце первого акта обыгрывает как раз силуэты того времени. В целом хореография добавляет спектаклю ещё больше драматургии.

– Через танец мы стремились показать внутренний мир героев, их чувства.  У нас танец – это полыхающий костёр, – пояснила Ирина Ляховская.

Дмитрий Константинов, автор стихотворных текстов, сравнил процесс своего творчества в мюзикле «Бесприданница» с Байкалом, в который втекает много рек, а вытекает одна. Вдохновляющих ручейков было много, но главным все-таки оставалась музыка.

– Моя задача была раствориться в музыке, наслушаться её до бесконечности, чтобы я ходил и мыслил через музыку, чтобы к музыке у меня вылетали слова, передающие смыслы Островского. Я брал цепкие слова из пьесы, из диалогов, которые как будто сами встраивались в музыку, – рассказал Дмитрий Константинов.

Нина Чусова отозвалась о музыкальном театре, как о возможности выйти за рамки драматургии, за пределы слов, расширить и выразить смыслы пьесы через другие выразительные средства музыкального театра.  Как сказала Нина Владимировна: «У меня вырастают крылья, когда есть возможность творить в музыкальном театре».

Участники встречи, которые побывали на сдаче, поблагодарили Нину Владимировну за сохранение классики и отметили, что при просмотре спектакля в обоих составах складывается особый объёмный эффект восприятия спектакля.

Добавим, что работа над пьесой «Бесприданница» Александром Николаевичем Островским продолжалась четыре года. Премьерные спектакли осенью 1878 года вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Лишь через десять лет после смерти автора к «Бесприданнице» пришло признание.

 

 

 

Поделиться: