июнь
июль
август
01
ср
02
чт
03
пт
04
сб
05
вс
06
пн
07
вт
08
ср
09
чт
10
пт
12
вс
13
пн
14
вт
15
ср
18
сб
20
пн
21
вт
22
ср
23
чт
24
пт
25
сб
26
вс
27
пн
28
вт
29
ср
30
чт
01
пт
02
сб
03
вс
04
пн
05
вт
06
ср
07
чт
08
пт
09
сб
10
вс
11
пн
12
вт
13
ср
14
чт
15
пт
16
сб
17
вс
18
пн
19
вт
20
ср
21
чт
22
пт
23
сб
24
вс
25
пн
26
вт
27
ср
28
чт
29
пт
30
сб
31
вс
01
пн
02
вт
03
ср
04
чт
05
пт
06
сб
07
вс
08
пн
09
вт
10
ср
11
чт
12
пт
13
сб
14
вс
15
пн
16
вт
17
ср
18
чт
19
пт
20
сб
21
вс
22
пн
23
вт
24
ср
25
чт
26
пт
27
сб
28
вс
29
пн
30
вт
31
ср

Премьера мюзикла «Бесприданница»: творческая встреча

07 апреля 2022

Накануне премьеры мюзикла «Бесприданница» состоялась творческая встреча журналистов и зрителей с авторами и постановщиками нового спектакля.

Своим видением спектакля и ощущениями от работы делились композитор Ольга Петрова (Москва), автор стихотворных текстов Дмитрий Константинов (Москва), режиссёр-постановщик Нина Чусова (Москва), хореограф-постановщик Ирина Ляховская (Санкт-Петербург), художник-постановщик Евгения Швец (Москва). Вели беседу музыкальный критик Георгий Ковалевский (Москва) и культурный обозреватель Наталья Кожевникова (Москва).

Первые вопросы были адресованы композитору Ольге Петровой, дочери Андрея Петрова, автора популярнейшей музыки к 93 фильмам, десяткам драматических и музыкальных спектаклей.

Ольга Андреевна отметила, что соприкасаться с такой музыкой, которую все любят, это, с одной стороны, большое счастье, с другой – большая ответственность.

– Когда отец писал музыку к фильму «Жестокий романс», он был полностью погружён в эту тему – тему романса и пьесы. Он хотел через музыку передать то, что Александр Островский выражал словами. Конечно же, было волнительно продолжить в спектакле работу отца – музыку, ставшую знаменитой.  Нужно было создать то, что было бы похоже по стилистике на музыку Андрея Петрова, и при этом отвечало бы требованиям спектакля. Поэтому работа шла с интонациями, характером, ритмами музыки, и это было очень интересно. При этом нужно было найти понимание, войти в созвучие с поэтом Дмитрием Константиновым, который является одним из немногих авторов, кто может писать стихи на уже готовую музыку. Были написаны и новые вещи, например, романс Карандышева. Здесь получилось наоборот. Сначала Дмитрий прислал потрясающие стихи, а к ним уже писалась музыка, – рассказала Ольга Петрова.

Нине Чусовой были адресованы вопросы о роли классики в современном театре и мире, а также, конечно, очевидные вопросы о том, чего в спектакле больше – пьесы или фильма. Нина Чусова подчеркнула, что драматургически опора была на пьесу. В спектакле удалось сохранить единство времени (чего не было заметно в фильме Эльдара Рязанова), ведь все события происходят в течение одного дня, одних суток. Спектакль начинается с картины, как город просыпается, и заканчивается действие утром следующего дня. Было важно не выйти за рамки этих суток, ведь в этом и суть – в движении времени. Для кого-то эта история любви оказалась скоротечной, как вспышка, как электрический разряд, как наваждение, «словно бабочка к огню». А для кого-то жизнь течёт медленно, без особых всплесков, как Волга, и мало что тревожит её воды. И в то же время, в одни сутки вместилось так много, что у другого на это не хватит и целой жизни.

– Безусловно, невозможно было отойти от мелодий фильма. Они уже настолько проникли в нас, что мне кажется, будто «Любовь – волшебная страна» звучит всюду – и в театре, и за его пределами. Была большая опасность – входить в эту воду. Она, как нечто неприкосновенное, которое нельзя трогать. С другой стороны, когда работаешь с тем, что нравится – это большое наслаждение, и работали мы все с материалом очень бережно. Мы просто купались в этом прекрасном сочетании сюжета и музыки. А для артистов это была потрясающая возможность проявить все грани своего мастерства. Здесь и драматизм, и юмор, и вокал, и движение. Спасибо за это драматургической классике, она даёт большие возможности для артистического самовыражения. На мой взгляд, главное, что есть в спектакле – это чистота и свет, несмотря на трагическую развязку. И это получилось возможным благодаря уникальному сочетанию музыки и пьесы, – поделилась Нина Чусова.

Режиссер подчеркнула, что в пьесе нет «плохих» персонажей. Все хотели для Ларисы добра, каждый делал это, как умел, как это было принято в рамках того времени, когда разворачиваются события.  Зритель сможет провести параллели с нынешним временем и спросить себя, что лично для него в приоритете – внешний успех или чистота чувств?

Режиссёр отметила, что ей было легко работать, в том числе и потому, что в труппе были «готовые» кандидаты на все роли, а это редкое явление. «Молодёжь Иркутского музыкального театра очень талантлива, за ними будущее», – добавила Нина Чусова.

Художник-постановщик Евгения Швец рассказала, что через сценографию отдана дань времени, в котором развивается история. В костюмах охранена силуэтная точность конца ХIX века, через ожившие фотографии и другие детали создана атмосфера того времени.
Были попытки сместить немного временную линию, но это не «легло». Нина Чусова добавила, что в спектакле не так много явного реализма, но сочетание многих деталей позволило не перегрузить спектакль прошлым и воспроизвести исторические нюансы. При этом декорации работают на то, чтобы ещё глубже раскрыть характер персонажей.

В хореографии спектакля на первое место вышли чувства. Ирина Ляховская поделилась, что не ставила задачу показать историко-бытовой танец. В то же время хотелось, чтобы вся хореография вплеталась в сюжет и была его неотъемлемой частью. Например, вальс в конце первого акта обыгрывает как раз силуэты того времени. В целом хореография добавляет спектаклю ещё больше драматургии.

– Через танец мы стремились показать внутренний мир героев, их чувства.  У нас танец – это полыхающий костёр, – пояснила Ирина Ляховская.

Дмитрий Константинов, автор стихотворных текстов, сравнил процесс своего творчества в мюзикле «Бесприданница» с Байкалом, в который втекает много рек, а вытекает одна. Вдохновляющих ручейков было много, но главным все-таки оставалась музыка.

– Моя задача была раствориться в музыке, наслушаться её до бесконечности, чтобы я ходил и мыслил через музыку, чтобы к музыке у меня вылетали слова, передающие смыслы Островского. Я брал цепкие слова из пьесы, из диалогов, которые как будто сами встраивались в музыку, – рассказал Дмитрий Константинов.

Нина Чусова отозвалась о музыкальном театре, как о возможности выйти за рамки драматургии, за пределы слов, расширить и выразить смыслы пьесы через другие выразительные средства музыкального театра.  Как сказала Нина Владимировна: «У меня вырастают крылья, когда есть возможность творить в музыкальном театре».

Участники встречи, которые побывали на сдаче, поблагодарили Нину Владимировну за сохранение классики и отметили, что при просмотре спектакля в обоих составах складывается особый объёмный эффект восприятия спектакля.

Добавим, что работа над пьесой «Бесприданница» Александром Николаевичем Островским продолжалась четыре года. Премьерные спектакли осенью 1878 года вызвали протест у зрителей и театральных критиков. Лишь через десять лет после смерти автора к «Бесприданнице» пришло признание.

 

 

 

Поделиться: