март
апрель
май
июнь
01
пт
02
сб
03
вс
04
пн
05
вт
06
ср
07
чт
08
пт
09
сб
11
пн
16
сб
18
пн
25
пн
01
пн
08
пн
15
пн
22
пн
24
ср
25
чт
06
пн
07
вт
13
пн
20
пн
27
пн

12 мая 2022 года — 110 лет со дня рождения Николая Матвеевича Загурского

12 мая 2022

Загурский 112 мая 2022 года — 110 лет со дня рождения Николая Матвеевича Загурского

В 2001 году, в шестидесятилетний юбилей, Иркутскому областному музыкальному театру было присвоено имя Николая Матвеевича Загурского – актера, директора театра, коренного иркутянина.

Это имя было выбрано неслучайно: творческая и административная деятельность Николая Матвеевича имела для иркутского театра огромное значение. До сих пор живы многие принципы и традиции, заложенные Загурским; они получили

Николай Матвеевич Загурский родился в Иркутске 12 мая 1912 году в рабочей семье. С ранних лет Николай отличался музыкальностью и хорошо танцевал. Решив связать жизнь с искусством, он поступил в Новосибирское хореографическое училище.

Помимо хороших хореографических данных, молодой артист обладал приятным бархатным баритоном и огромным сценическим обаянием. Окончив училище в 1931 году, Николай Загурский служил в театрах музыкальной комедии Алма-Аты, Казани, Свердловска, Читы, Горького. Талантливого артиста заметил антрепренер Лев Сагайдачный и пригласил на работу в только что созданный Горьковский театр музыкальной комедии. В составе горьковской труппы Николай Загурский снова приехал в Иркутск в 1940 году.

В 1941 году, после того, как горьковская труппа была стационирована в нашем городе, началась история Иркутского театра музыЗагурский 2кальной комедии. Николай Матвеевич Загурский стоял у его истоков, был непосредственным участником его становления и расцвета. Он проработал в Иркутском театре музкомедии более 35 лет – до декабря 1976 года.

За эти годы Николаем Матвеевичем были созданы сотни незабываемых сценических образов. Дед Ничипор («Свадьба в Малиновке») вызывал улыбку суетливостью, но вместе с тем поражал житейской мудростью, Яшка-артиллерист из этого же спектакля заражал весельем, жестокий и надменный граф Кутайсов («Холопка») ярко контрастировал с полным душевного благородства Кутузовым из «Голубого гусара». Иркутянам полюбились и веселый гуляка Черевик («Сорочинская ярмарка»), и чудаковатый Пеликан («Принцесса цирка»), и множество других ролей.

Играл он много, и, обладая острым взглядом характерного актера, покорял всех обаянием, белоснежной улыбкой и необыкновенной органикой сценического существования. Каждая новая роль становилась для актера ступенькой мастерства; он часто играл во втором составе с признанным мастером, народным артистом РСФСР Григорием Гроссом. Такое сотрудничество требовало от молодого артиста постоянного самосовершенствования.

Загурский 3Каждый из созданных Николаем Загурским образов отличала неповторимая индивидуальность. Его игра запоминалась не только внешней выразительностью, но и филигранно точными душевными движениями, свойственными именно этим образам.

Николаю Матвеевичу были близки комические и острогротековые роли, но комизм никогда не ставился им выше психологической правды. У него был особый дар – найти, почувствовать и передать то, что называют «зерном» образа, его глубинной сутью. В сочетании с талантом перевоплощения, со сценической выразительностью, с чувством меры и такта это быстро позволило Николаю Загурскому стать любимцем иркутской публики, ведущим артистом театра и настоящим матером опереточного жанра.

Энергии Загурского хватало и на роли, и на режиссуру. Им были поставлены спектакли «Мадмуазель Нитуш», «Корневильские колокола», «Желтый дьявол» и многие другие.

В 1955 году Николаю Загурскому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Творчество удавалось совмещать с эффективной общественной деятельностью – Николай Матвеевич был секретарем партийной организации театра.

Со временем его неординарные организаторские способности были замечены руководством области, и в 1961 году Загурскому предложили возглавить театр.

Николай Матвеевич имел непререкаемый авторитет и умел им пользоваться не только в коллективе театра, но и среди партийного и советского руководства области.

Это помогало ему добиваться для театра хороших гастролей. Театр побывал во всех крупных городах России.

Загурский ставил перед театром серьезные творческие задачи, одновременно добиваясь высоких финансовых показателей. Он считал, что театр должен не менее чем на 85% обеспечивать свои нужды. В год тогда игралось по 300-400 спектаклей. Премьеры радовали зрителей каждые полтора – два месяца, было много детских постановок, выездных спектаклей. Каждую премьеру в первое время играли не менее десяти раз, что позволяло актерам максимально быстро и глубоко войти в роль.

Загурский 5Несмотря на огромное количество спектаклей и короткие сроки их подготовки, художественный уровень постановок оставался высоким. Спектакли «Сорочинская ярмарка», «Королева красоты», «Поцелуй Чаниты», «Акулина», поставленные в те годы, принесли Иркутскому театру музыкальной комедии всероссийскую славу. Загурского знала и уважала вся театральная страна, а актеры Иркутской музкомедии за глаза ласково называли «папой».

Основой успеха театра Николай Матвеевич считал сильную труппу. Он сам ездил на актерские ярмарки и по театрам, вел переговоры с приглянувшимися артистами. Благодаря его усилиям труппа была укомплектована полностью, и наряду с опытными актерами в ней было много молодежи.

В 1967 году Николаю Матвеевичу Загурскому было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Последние годы жизни Николай Матвеевич провел в городе Пятигорске, куда он был вынужден переехать по состоянию здоровья. Его жизнь оборвалась на 67 году – не выдержало сердце.

Память о Николае Матвеевиче Загурском бережно хранится в Иркутском областном музыкальном театре и передается из поколения в поколение. Традиции, заложЗагурский 6енные им, живут по сей день.

В ноябре 1982 года на доме по улице Российской в Иркутске, где жил Николай Матвеевич, была установлена мемориальная доска.

 

 

 

 

 

Поделиться: