апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
7
пн
14
пн
21
пн
28
пн
1
чт
2
пт
5
пн
6
вт
12
пн
19
пн
26
пн
30
пт
9
пн
10
вт
16
пн
17
вт
19
чт
20
пт
21
сб
23
пн
24
вт
25
ср
26
чт
27
пт
28
сб
29
вс
30
пн
1
вт
2
ср
3
чт
4
пт
5
сб
6
вс
7
пн
8
вт
9
ср
10
чт
11
пт
12
сб
13
вс
14
пн
15
вт
16
ср
17
чт
18
пт
19
сб
20
вс
21
пн
22
вт
23
ср
24
чт
25
пт
26
сб
27
вс
28
пн
29
вт
30
ср
31
чт
1
пт
2
сб
3
вс
4
пн
5
вт
6
ср
7
чт
8
пт
9
сб
10
вс
11
пн
12
вт
13
ср
14
чт
15
пт
16
сб
17
вс
18
пн
19
вт
20
ср
21
чт
22
пт
23
сб
24
вс
25
пн
26
вт
27
ср
28
чт
29
пт
30
сб
31
вс
1
пн
2
вт
3
ср
4
чт
5
пт
6
сб
7
вс
8
пн
9
вт
10
ср
11
чт
12
пт
13
сб
14
вс
15
пн
16
вт
17
ср
18
чт
19
пт
20
сб
21
вс
22
пн
23
вт
24
ср
25
чт
26
пт
27
сб
28
вс
29
пн
30
вт
1
ср
2
чт
3
пт
4
сб
5
вс
6
пн
7
вт
8
ср
9
чт
10
пт
11
сб
12
вс
13
пн
14
вт
15
ср
16
чт
17
пт
18
сб
19
вс
20
пн
21
вт
22
ср
23
чт
24
пт
25
сб
26
вс
27
пн
28
вт
29
ср
30
чт
31
пт
1
сб
2
вс
3
пн
4
вт
5
ср
6
чт
7
пт
8
сб
9
вс
10
пн
11
вт
12
ср
13
чт
14
пт
15
сб
16
вс
17
пн
18
вт
19
ср
20
чт
21
пт
22
сб
23
вс
24
пн
25
вт
26
ср
27
чт
28
пт
29
сб
30
вс
1
пн
2
вт
3
ср
4
чт
5
пт
6
сб
7
вс
8
пн
9
вт
10
ср
11
чт
12
пт
13
сб
14
вс
15
пн
16
вт
17
ср
18
чт
19
пт
20
сб
21
вс
22
пн
23
вт
24
ср
25
чт
26
пт
27
сб
28
вс
29
пн
30
вт
31
ср
1
чт
2
пт
3
сб
4
вс
5
пн
6
вт
7
ср
8
чт
9
пт
10
сб
11
вс
12
пн
13
вт
14
ср
15
чт
16
пт
17
сб
18
вс
19
пн
20
вт
21
ср
22
чт
23
пт
24
сб
25
вс
26
пн
27
вт
28
ср
29
чт
30
пт
31
сб
1
вс
2
пн
3
вт
4
ср
5
чт
6
пт
7
сб
8
вс
9
пн
10
вт
11
ср
12
чт
13
пт
14
сб
15
вс
16
пн
17
вт
18
ср
19
чт
20
пт
21
сб
22
вс
23
пн
24
вт
25
ср
26
чт
27
пт
28
сб
1
вс
2
пн
3
вт
4
ср
5
чт
6
пт
7
сб
8
вс
9
пн
10
вт
11
ср
12
чт
13
пт
14
сб
15
вс
16
пн
17
вт
18
ср
19
чт
20
пт
21
сб
22
вс
23
пн
24
вт
25
ср
26
чт
27
пт
28
сб
29
вс
30
пн
31
вт

ИНТЕРВЬЮ: «ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ ВОЛШЕБСТВА»

24 марта 2022

Сверкающие огни, звуки оркестра, красивые костюмы, изящная хореография и яркий вокал, магия балета и феерия оперетты — все это музыкальный театр, который так любят зрители. Что же происходит за его кулисами, как и кем создается это сценическое волшебство, чем жил Иркутский областной музыкальный театр имени Н. М. Загурского в 2019-м, какие события стали для его коллектива самыми значимыми в этом году? Об этом мы поговорили с директором театра Татьяной Мезенцевой.

— Театр — это производство, небольшой завод, — говорит Татьяна Никифоровна. — Зритель видит сказку. На самом деле, для того чтобы создать это волшебство, мы занимаемся самыми приземленными делами: покупаем фанеру, гвозди, линолеум. Занимаемся ремонтом. Строгаем мебель. Директору постоянно несут сметы, договоры, счета. Каждый день приходится решать самые разные задачи: кто-то замерзает в гримерке, у кого-то в кабинете сломался замок… Но в конечном итоге мы все — все службы театра — работаем на зрителя. И когда приходишь на спектакль, испытываешь удовольствие, отдыхаешь душой. Все остается позади — нервы, беготня, цейтнот. А на сцене перед тобой — прекрасный результат совместной работы.

— Что, по-вашему, необходимо для того, чтобы такой большой коллектив работал слаженно и продуктивно, мог решать самые сложные творческие задачи?

— Для этого, как и в любом коллективе, нужна команда единомышленников. И каждый в этой команде должен выполнять свою работу качественно, на совесть. Ведь у нас действительно большой театр, состоящий из множества цехов. Это творческие цеха: балетный, актерский, оркестровый, хоровой. Кроме того, технические подразделения: монтировочный, осветительский, звуковой, бутафорский, реквизиторский, гримерно-постижерный.

Мы выпускаем по пять спектаклей в сезон, и для каждого шьем по 200-300 костюмов. Ведь, как правило, в постановке актеры несколько раз переодеваются. Костюмов скопилось так много, что из них можно без труда воздвигнуть многоэтажную башню. И все эти цеха работают слаженно, потому что начальники подразделений — профессионалы своего дела, умеют организовать процесс. А иначе никак: в театре все зависят друг от друга. Подготовка вечернего спектакля начинается с 11 утра. Сначала выходят монтировщики, затем осветители, потом настраивают звук, после актеры пробуют микрофоны.

— Как и у каждого коллектива, у Иркутского музыкального есть свои сильные и слабые стороны. И вам, как руководителю, они известны лучше других…

— Самая большая наша проблема — кадры. У нас не хватает музыкантов. Многие служат у нас по совместительству, имея постоянное место работы в Губернаторском оркестре Иркутской областной филармонии. Не хватает в труппе артистов хора и артистов балета. В балетных постановках танцуют артисты хора: они у нас подвижны, пластичны. У нас в актерском цехе мало мужчин. Поэтому бывает, что в месяц исполнитель вынужден играть 15-16 спектаклей. А это очень большая нагрузка. В прошлом году в Германию в Deutsche Oper Berlin уехал тенор Андрей Данилов. Подписал контракт на два года. Мы очень рады за Андрея, хотя для нас это ощутимая потеря. Но наша труппа пополнилась новыми именами. Так, в прошлом году у нас появился молодой способный вокалист Никита Мещеряков. В этом году из Тюменской филармонии в театр приехал Виталий Савельев. У него прекрасный баритон. Сейчас мы их вводим в спектакли.

— Тем не менее, несмотря на кадровые сложности, спектакль «Две королевы», поставленный главным режиссером Анной Фекетой, вошел в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска».

— Да, спектакль включили в список самых заметных премьер 2017-2018 годов. Для нас это первый такой опыт. В экспертный совет «Золотой маски» присылают тысячи спектаклей со всей России. И из этого количества эксперты выбирают самые заметные постановки и рекомендуют их зрителям. К нам тоже приезжали эксперты. Нет ничего удивительного в том, что спектакль «Две королевы» не остался незамеченным. Это красивая, масштабная, мощная работа, современная опера с самобытными декорациями, потрясающими костюмами. Критики отметили костюмы, сценографию, созданную на сцене атмосферу той эпохи. Ну и, конечно, в первую очередь отметили прекрасный сценический дуэт Анны Рыбниковой и Александры Гаращук, их вокал и драматическую игру, также много хороших отзывов было об артистах хора и балета.

— Насколько мне известно, Анна Рыбникова и Александра Гаращук пришли в театр в 1999 году, как и многие другие актеры…

— Верно, тогда из нашего театрального училища, с курса Натальи Печерской в труппу пришли 8 человек, которые теперь составляют ее костяк. Молодые исполнители выросли в крепких профессионалов. Вообще, у нас многие работают долгие годы. Случайные люди в театре не задерживаются. Но нужна свежая кровь. Нужна молодежь. Мы, например, давно хотим вернуть в репертуар «Летучую мышь», но у нас просто нет актеров на ведущие роли. Однако, как ни парадоксально, с нашей небольшой балетной труппой в 27 человек в этом году мы выпускаем классический балет «Щелкунчик».

— Дмитрий Проценко — хореограф театра «Русский балет», под руководством которого проходили репетиции, сказал, что поставить такое количество людей «на пальцы» непростая задача. Что он имел в виду?

— В постановке много танцев в технике «на пуантах». Не все наши артисты балета владеют ей. В «Щелкунчике» много сложных танцев. Исполнители, конечно, волновались, переживали, но, как отметил Дмитрий Проценко, с задачей справились. В прошлом году совместно с театром «Русский балет» мы поставили два одноактных спектакля: «Дон Кихот» и «Шахеразаду». Возможно, сотрудничество с театром Вячеслава Гордеева продолжится и в 2020 году. В этом году репертуар театра пополнился музыкальной драмой «Монте-Кристо. Я — Эдмон Дантес» и классической опереттой «Принцесса цирка». Эксперты, приезжавшие в Иркутск на Байкальский театральный форум, отметили прекрасный голос нашего солиста Гейрата Шабанова.

— Ваш театр был организатором Байкальского театрального форума?

— Да, мы приглашали различных специалистов: по актерскому мастерству, хореографии, сценической речи, гриму, бутафории… Эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска проводили мастер-классы, семинары, круглые столы, читали лекции. Приглашали мы и критиков, которые делали профессиональные разборы спектаклей. Мероприятие проводилось впервые, и многие участники сошлись во мнении, что такие форумы надо проводить регулярно. Ведь «театралам» важно быть в курсе новых тенденций.

— Наверное, труппе важно и выезжать в другие города. В этом году вы побывали на гастролях во Владивостоке. Наверное, сложно путешествовать такой большой командой?

— Это целое дело! Если, к примеру, драмтеатр (30-40 человек) выезжает в турне налегке, захватив с собой только чемоданы (декорации вполне можно подобрать на месте), то мы везем с собой шесть контейнеров с декорациями, костюмами, оборудованием, инструментами, реквизитом. Весьма дорого отправить на гастроли такой большой коллектив. Но гастроли артистам необходимы. Они стимулируют и мотивируют, дают возможность показать себя, «опробовать» свое мастерство на незнакомой публике. В Иркутске многие зрители ходят на своих любимых актеров, дарят им цветы после спектаклей, устраивают овации, стоит кумиру лишь появиться на сцене. В другом городе все не так. Надо суметь завоевать расположение публики за довольно короткий срок. За две недели во Владивостоке наши исполнители заслужили любовь зрителей. На всех спектаклях были полные залы, с удовольствием ходили и на мюзиклы, и на оперетту. И журналисты отмечали чудесные голоса наших вокалистов, красивые декорации, актерское мастерство наших солистов. Также мы побывали в Усть-Куте, куда привезли детскую музыкальную сказку «Кот в сапогах» и гала-концерт. На будущий год планируем поездку в Зиму. Артисты после гастролей всегда довольны и полны впечатлений.

— А еще говорят, что артисты любят розыгрыши. Поэтому за кулисами случается много забавных историй…

— Однажды один начинающий артист балета принес мне заявление: «Прошу оплатить мне пыльные». Это коллеги его разыграли, сказали, мол, а ты что, не написал заявление на получение пыльных? Мы же танцуем, прыгаем, пыль летит. Руководство должно нам доплачивать за «вредность». Весело у нас проходят и «боевые крещения». Например, во время репетиции премьерного спектакля у одного из новичков никак не складывался образ. Молодой артист волновался, из-за чего никак не мог отработать свою сцену. Тогда кто-то из «старичков» заявил: «Ну, всё, ты потерял «зерно» роли!». И тут началось… Это самое «зерно» искали всем театром. Артисты высказывали соболезнования в связи с его пропажей, предлагали помощь в поимке вора… А те, кто не хотел подключаться к расследованию, просто оставляли настоящие зернышки в гримерке. Эта тема так прижилась, что теперь каждый раз, когда кто-то не в форме на репетициях, все интересуются, а все ли в порядке с «зерном» роли? И еще забавная история. В спектакле главную женскую роль исполняет молодой актер. В спектакле он носит женское платье. Как-то артист зашел к костюмерам и говорит: «Вы бы не могли мне подобрать бюстгальтер? А то коллеги интересуются, где же у меня грудь!».

Екатерина Санжиева для Восточно-Сибирской Правды, 2019

Ссылка на интервью

Поделиться: