Загурский Николай Матвеевич

 

Директор театра (1961 - 1976 гг.),

народный артист РСФСР.

 

В январе 1961 года Ф. А. Блиц уходит на пенсию, проработав директором театра в общей сложности 14 лет. В период с января по сентябрь обязанности директора исполнял заместитель директора Л. С. Самойлов.

В сентябре 1961 года директором театра становится Н. М. Загурский – коренной иркутянин, закончил иркутскую среднюю школу в предместье Марата, Новосибирское хореографическое училище. Потом в течение десяти лет работал актером в театрах музыкальной комедии Новосибирска, Алма-Аты, Казани, Свердловска, Читы. Вернувшись в родной Иркутск с Горьковским театром, он, благодаря своему сценическому дарованию и незаурядному уму, быстро занял ведущее положение в Иркутской музкомедии.

К моменту своего назначения директором театра он уже имел за плечами десятки прекрасно сыгранных ролей, ряд режиссерских работ, десятилетний стаж секретаря партийной организации театра, звание заслуженного артиста РСФСР.

Николай Матвеевич руководил театром свыше пятнадцати лет. Имел непререкаемый авторитет в художественной и административной сферах. Умел пользоваться своим авторитетом не только в коллективе театра, но и среди партийного и советского руководства области. Запросто входил в кабинеты чиновников самого высокого ранга. Благодаря своим связям в министерстве культуры и отделе гастролей театров Росконцерта, добивался хороших городов для гастролей театра.

Загурский не позволял труппе расслабиться, при нем каждые полтора-два месяца премьера. Ни о каком выпускном периоде без ежедневных вечерних спектаклей не могло быть и речи. Каждую премьеру первое время играли по десять, а то и больше раз в месяц. такое планирование месячного репертуара давало возможность актерам «выграться» в свои роли и позволяло в дальнейшем, когда спектакль играли по одному разу в месяц, не проводить никаких репетиций для того, чтобы его вспомнить. Кроме того, эта система помогала «раскрутить» премьеру, организовать вокруг нее ажиотаж и, следовательно, привлечь зрителя.

Ежегодно играли по 300 – 400 спектаклей. Нужно было зарабатывать на жизнедеятельность театра. В то время 85% своих расходов театр обеспечивал собственными доходами. Загурский был директором, для которого производственно-финансовый план становился непререкаемым законом. Он никогда не проявлял иждивенческих настроений, не просил дополнительных денег у государства, а искал возможность их заработать.

Несмотря на огромное количество спектаклей, которые ежегодно играл театр, несмотря на короткие сроки подготовки новых спектаклей, художественный уровень театра был высоким. Именно спектакли, выпущенные при Загурском, «Сорочинская ярмарка», «Королева красоты», «Поцелуй Чаниты», «Бабий бунт» принесли славу Иркутскому театру музыкальной комедии. Залогом этой славы был профессионализм труппы и удивительная работоспособность коллектива.

В своей директорской деятельности Загурский не боялся для пользы дела нарушать хозяйственно-финансовую дисциплину: содержал сверхштатных работников, производил незаконные доплаты, устанавливал ставки заработной платы выше утвержденной тарификации. Получал за все это выговора. Зная свою популярность, легко относился к этим маленьким неприятностям.

Загурский был всегда в курсе того, что происходит в других театрах музыкальной комедии. Выезжал в командировки, смотрел, вел переговоры с артистами. Поэтому-то труппа у него была хорошо укомплектована и очень сильная.

Загурского знала и уважала театральная братия всех театров оперетты страны. Актеры своего театра звали его за глаза «наш папа». Это лестное прозвище Николай Матвеевич заслужил благодаря тому, что считал своей непременной задачей входить в дела всех и вся.

В ноябре 1982 года на доме по улице Российской, где жил Загурский, была открыта мемориальная доска.

В 2001 году постановлением губернатора Иркутской области Иркутскому музыкальному театру присвоено имя Николая Матвеевича Загурского.