Испанские танцы

В Иркутске поставили «Кармен»

Нешуточные страсти кипят на сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н. М. Загурского. В минувшие выходные здесь состоялась премьера рок-балета «Кармен». Современную версию на музыку Жоржа Бизе в аранжировке Дмитрия Родионова поставила главный балетмейстер театра Людмила Цветкова. В центре сюжета все та же роковая любовь, только в иных реалиях. Действие происходит хоть и в Севилье, но в наши дни и в театре. Однако зритель, если не прочитал заранее либретто, понимает это не сразу.

Действие происходит в условных декорациях, которые не отвлекают внимания от главного - танца. На кастинге, который проводит балетмейстер Хосе Наварро (Юрий Щерботкин), балерины с платками на бедрах делятся на две группы - во главе одной Кармен (Мария Стрельченко), а другой - Микаэла (Татьяна Садовая, Диана Ясницкая) - и конфликтуют, что вполне может сойти за сцену драки на фабрике. Причем Кармен своей энергией и завораживающей грацией привлекает к себе внимание не только зрителей, но и балетмейстера. Далее влюбленный Хосе и роковая красотка танцуют потрясающий своей красотой, страстью и символичностью танец. Оранжевая юбка Кармен становится то плащом тореро, которым она приманивает свою жертву Хосе, то занавеской, которой она кокетливо прикрывается. По словам Марии Стрельченко, этот танец появился задолго до спектакля, именно с ним балетмейстер Людмила Цветкова победила на Всероссийском конкурсе хореографов в 2006 году. А как часть спектакля он был поставлен этим летом на гастролях во Владивостоке.

– Нам повезло, что Людмила Цветкова дает возможность добавить что-то свое в танец, не загоняя нас в рамки, и мы можем раскрыть свою суть, - считает Мария Стрельченко. - Я себя в этом спектакле чувствую женщиной, которая жаждет любви и при этом не желает терять свободу. Интересно, что эта история роковой страсти перенесена на реалии театра, балетной труппы любой страны мира, она показывает, как создается проект, и внутри всего этого происходят какие-то взаимоотношения.

По словам героини, сроки сдачи спектакля были очень ограничены, поэтому работать приходилось в весьма напряженном темпе. Однако, по словам Юрия Щерботкина, все окупала необычность постановки:

– В спектакле у Хосе очень интересный образ - не солдата, а балетмейстера. Балет интересен именно своей неординарностью. Нас вся история сразу же заинтриговала.

Финал у балета, как и положено по сюжету, трагический. Гадалка (Наталья Гладких, Мария Плясовских) пророчит Кармен трагический конец - танец с белым полотном, на фоне которого фигура героини подсвечена красным, очень удачен. Однако она, не внимая предупреждению, все-таки изменяет Хосе с тореро (Вячеслав Гладких). Эта сцена хоть и наполнена внутренним эротизмом, но весьма деликатна. И главный герой убивает Кармен. Заканчивается балет сценой интервью, роли журналистов исполняют артисты хора театра.

Несмотря на цейтнот, балет получился очень органичным. Людмила Цветкова особенно сильна в современной хореографии. На сцене музыкального театра она не раз доказывала свое мастерство в этом направлении в балетах «Серебряная нить», «Танго ночи», «Ромео и Джульетта». И, безусловно, Мария Стрельченко - главная муза балетмейстера. Причем в современной хореографии ее природная пластичность и энергетика выражаются еще более явно. На танцы с ее участием действительно можно смотреть бесконечно и не переставать наслаждаться ее грацией и красотой. Кстати, «Кармен» в Иркутске ставят в третий раз, и скорее всего, постановка придется по вкусу любителям балета разных возрастов.


Елена ОРЛОВА


Все новости группы