Испанские страсти на все времена

На иркутской сцене появилась «Кармен»

Известно, что в литературе, да и в искусстве вообще существует лишь несколько классических сюжетов, которые веками варьируются так или иначе, и придумать что-либо небывалое почти невозможно. Ничто не ново под луной! И тем не менее - как может захватить уже известный сюжет, по-новому увиденный и поданный нам под необычным соусом, в неожиданной интерпретации!

Именно так получилось с новой постановкой «Кармен» на сцене Иркутского музыкального театра.

Новая «Кармен» на афише и на сцене ИМТ - это не опера, но и узнаваемых по балету Бизе-Щедрина впечатлений вы тоже не получите. Кто помнит в семидесятых, какой авангардной и ошеломляюще прекрасной показалась всем нам «Кармен-сюита» в музыкальной интерпретации текстов Бизе Родионом Щедриным, в постановке и исполнении Майи Плисецкой! Но сегодня можно сказать, что нынешняя «Кармен» в Иркутске - еще более авангардна.

Поставила ее лауреат международного и всероссийского конкурсов хореографов Людмила Цветкова, отмеченная своим лауреатством как раз за современный взгляд на балет, за новую танцевальную пластику. Сопровождается действие музыкой, в которой мы узнаем то первоисточник - оперу Жоржа Бизе, то «Кармен-сюиту» Родиона Щедрина, то «аранжировки Д. Родионова», о чем сообщает программка.

Известная всем фабула перенесена в наши дни, хотя место действия - та же Севилья. Театр. Популярный балетмейстер Хосе намерен поставить балет «Кармен». На заглавную роль претендует прима его театра Микаэла, но что-то не устраивает Хосе... Он проводит кастинг и среди многих претенденток выделяет ту, что безоговорочно, абсолютно подходит на роль. Начинаются репетиции, и балетмейстер страстно влюбляется в танцовщицу - молодую и талантливую, дерзкую и тоже страстную.

Но танцовщица не просто по артистическим данным идентична Кармен: по натуре своей она столь же импульсивна, так же пылко и отчаянно флиртует - можно даже подумать, влюбляется, - но так же любит и ценит собственную свободу. В чем-то она близка природе: переменчива, как ветер, ее чувство непостоянно, ее любовь - «куда ей вздумалось летит».

Но судьба сталкивает ее с другой страстью - которая оказывается для них обоих роковой...

Сольные партии и танцевальные дуэты в спектакле предельно выразительны, эмоционально шокируют зрителя. Много и массовых сцен - это «репетиции» труппы и разного рода «выяснения отношений»; и все это налагается на столь же шокирующую музыку, способную довести до экстаза.

Исполнительница партии Кармен - прима-балерина музыкального театра Мария Стрельченко. Мария танцует и классику, и современность: она исполняет и Машу в «Щелкунчике», и Сольвейг в «Пер Гюнте», и Джульетту, и Золушку - словом, прима-балерина, и этим все сказано. На все престижные конкурсы хореографов, в которых Людмила Цветкова побеждала, она выезжала с Марией Стрельченко.

Юрий Щерботкин, исполнитель роли Хосе, тоже премьер. Вячеслав Гладких танцует тореро, Татьяна Садовая и Дина Ясницкая - невесту Хосе Микаэлу.

...Генеральная репетиция в театре - главный экзамен перед премьерой. В коротком антракте, после впечатляющего пролога и первого акта, журналисты атакуют вышедших в зал исполнителей центральных ролей.

– Что вам интересно в этой постановке?

Юрий Щерботкин (Хосе) рассказывает:

– В принципе интересно все - интересен сам образ Хосе: здесь он не солдат, а балетмейстер, со своей труппой. Своей неординарностью, нестандартностью эта постановка и интересна.

– Как проходила работа над спектаклем?

– Очень напряженно, я бы сказал даже - тяжело. Времени не хватает, как обычно, ведь и в текущем репертуаре мы активно заняты.

– С современной хореографией встречаетесь впервые?

– Нет, мы уже работали в ряде спектаклей - шоу-балете «Серебряная нить», «Танго ночи», в «Ромео и Джульетте».

– Такой поворот этого сюжета был для вас неожиданным?

– Да. Когда Людмила Львовна впервые собрала нас и рассказала идею и сюжет, нам сразу стало очень интересно. Захотелось работать и работать...

– А что касается стилистики - вы почувствовали себя революционерами балета?

– Да. (Смеется. - Авт.).

– По ходу репетиции возникали какие-то творческие находки?

– Да, постоянно. И на репетициях, и после сдачи, я думаю, они еще возможны.

– Меня заинтересовала, скажем, такая деталь в вашем первом дуэтном танце с Кармен: алая юбка Кармен превращается то в плащ тореро, то в шторку, которая разделяет вас, а в какой-то момент - наоборот, соединяет, ограждает... Это кто придумал?

– Это одна из многих находок балетмейстера.

А вот что говорит журналистам Мария Стрельченко.

– Изображать испанскую любовь - это трудно или нет?

– Не важно, какая любовь, испанская или русская, - важно любить. Хосе считает, что это он меня любит? Я его тоже люблю - но по-своему... Не так: «Я твоя навеки». Более свободно. Нам повезло, нас не загоняют в рамки, Людмила Львовна дает нам возможность добавлять и выражать свое отношение к героям, и от этого интереснее работать.

– В этой роли вы больше чувствуете себя Кармен или Майей Плисецкой?

– У нас другая интерпретация. Здесь я чувствую себя прежде всего женщиной, которая жаждет любви и свободы.

– Вы впервые сталкиваетесь на сцене с образом Кармен?

– Нет, в 2004 году Людмила Львовна готовилась на всероссийский конкурс балетмейстеров, тогда и родился мой сольный номер, который в спектакле предшествует дуэту с Хосе. С этим номером Людмила Львовна получила первую всероссийскую премию. Этот номер вызревал - и вот время пришло, он вырос в большой спектакль.

– Степень вашего напряжения можно себе представить, а что вы можете сказать о степени творческого наслаждения?

– Музыка и все, что происходит на сцене, - все такое настоящее... Мы, конечно, устаем, но в то же время и заряжаемся друг от друга этой энергией. Очень тяжело в день по два раза умирать, когда утром прогон, вечером прогон... И поэтому, когда я прихожу домой, - включаю телевизор и смотрю развлекательные программы, которые нужны мне как общий фон, как разрядка. Но от любви всегда растут крылья, это побеждает усталость и переполняет любого человека, даже если это чувство - не в жизни, а на сцене. Я думаю, у нас в спектакле все будет хорошо.

...Прошло два дня, и премьера состоялась - 18 и 19 февраля. Пытаюсь представить себе реакцию публики - и не могу: не хватает фантазии. Но уверена: этот балет должен покорить иркутян и завоевать себе горячих поклонников.


Ближайший показ спектакля - 8 марта.

Любовь Сухаревская


Все новости группы