Любовь адмирала. В музтеатре поставили спектакль об Александре Колчаке.

Спектакль в экспериментальном жанре «Анна и адмирал. История любви» поставила в Иркутском музыкальном театре им. Н. М. Загурского главный режиссер Анна Фекета. В нем воедино слились вокальное и хореографическое искусство, актерское мастерство и кинохроника. Музыкально-пластическая постановка посвящена одному из аспектов биографии адмирала Александра Колчака – его отношениям с Анной Тимиревой.

 

– Личность Александра Колчака очень тесно связана с Иркутском, – отметила Анна Фекета. – Именно здесь он начал свою карьеру, и ему вручили орден за полярные исследования. В Харлампиевской церкви он венчался с супругой, и этот город предвещал ему блестящее будущее. Но никто и не представлял, что круг его жизни сомкнется в Иркутске так трагически, и здесь он обретет вечный покой. Поэтому, на мой взгляд, Александр Колчак для столицы Приангарья – очень значимая фигура.

 

Декорации спектакля, выполненные художником Александром Неделько, весьма аскетичны. На сцене возвышается подиум, словно сколоченный из грубых досок. Атмосферу задает видеоряд на огромном экране в глубине. Иногда это статичная картинка – фон, напоминающий то ли драгоценную каменную кладку, то ли поверхность воды, изменяющей цвет от красного до синего. Иногда на экране возникают кадры исторической хроники, на которой запечатлен адмирал Колчак. Музыку для постановки написала московский композитор Татьяна Шадковская-Айзенберг, а либретто – Анна Фекета. Режиссер также выступила в этом спектакле, как хореограф-постановщик. Причем, интересно, что главную женскую роль Анны Тимиревой в спектакле исполнила актриса Анна Рыбникова, а главную мужскую роль – солист балета Юрий Щерботкин.

 

– Здесь очень много пластических сцен, которые решены с минимумом слов, ведь я считаю, что язык тела намного выразительнее и богаче, чем вербальный, – пояснила Анна Фекета. – Повествование идет от лица Анны, которая в карагандинском ГУЛАГе вспоминает свои отношения с Колчаком. В основу либретто легла реальная переписка адмирала и его возлюбленной, ведь именно письма вдохновили меня поставить эту историю на сцене.

 

Можно сказать, что в спектакле «Анна и адмирал. История любви» балет впервые заговорил. Правда, персонаж Юрия Щерботкина – адмирал Колчак – говорит голосом народного артиста РФ Николая Мальцева, который звучит за сценой, когда в ткань спектакля вплетаются отрывки переписки Тимиревой и Колчака.

 

– Я еще со школы заинтересовался личностью Колчака, его судьбой и политической деятельностью, – рассказал Юрий Щерботкин. – И могу признаться, что для меня он скорее положительный герой, ведь как ученый Колчак внес большой вклад в науку. Кроме того, он определенно был сильной, волевой личностью и не боялся брать на себя ответственность. Хотя не стоит забывать, что он, прежде всего, человек, и у него как у всех нас были как положительные, так и отрицательные черты.

 

Во время подготовки спектакля коллектив театра даже побывал в камере Городского тюремного замка, а ныне СИЗО-1, где провел свои последние дни адмирал Колчак, и где сейчас находится музей. Увиденное произвело на артистов неизгладимее впечатление и позволило особым образом настроиться на спектакль.

 

– В тюрьме меня вдруг охватило чувство безысходности и страха, недаром говорят, что стены впитывают в себя эмоции людей, которые в них находились, – рассказала Анна Рыбникова. – После такой экскурсии к героям начинаешь относиться совсем по-другому, понимая, что им пришлось вынести. Однако в то же время приходит и осознание, что каждый человек сам выбирает свою судьбу. А у этих людей действительно были великие судьбы, наверное, поэтому роли у всех очень насыщенные, настоящие, глубокие и не заштампованные.

 

Особое впечатление в постановке производят хореографические находки. Среди них танец арестанток в вертикально установленных ящиках, одновременно напоминающих гробы и одиночные камеры, а также сцена насилия над Верой, роль которой исполнила прима-балерина театра заслуженная артистка РФ Марии Стрельченко. Очень трогательным получился дуэт Тимиревой и Колчака в финале. Все эти хореографические зарисовки, как нельзя лучше передают атмосферу террора, в которую погрузилась страна после революции. Однако, по замыслу режиссера, главным на сцене все-таки остается чувство любви между героями.

 

– Люди должны знать не только о политической деятельности Колчака, но и о его великой любви, – подчеркнула Анна Фекета. – Вдумайтесь, Анна Тимирева 30 лет провела в лагерях за свои чувства. Какая бы женщина сегодня пошла за своим мужчиной в тюрьму? В этом спектакле мне хотелось вернуть слову «любовь» его истинное значение. Чтобы люди понимали: слова «я тебя люблю» означают «я беру свою боль на себя, и я готов пойти за тобой до конца, что бы ни случилось».


Все новости группы