Легко ли быть режиссером?

Ирина Мякишева известна иркутскому театральному зрителю как талантливая, острохарактерная актриса. Ее любвеобильная и властная баронесса Кокози («Граф Люксембург»), хитрая и завистливая сваха Кабато («Проделки Ханумы») запоминаются сразу. Но немногие знают, что Ирина еще и молодой режиссер. В этом году она закончила обучение в Санкт-Петербургской академии театральных искусств и представила на суд зрителей свой первый «взрослый» спектакль «Сорочинская ярмарка».

Сомнения и переживания

– Ирина, почему именно «Сорочинская ярмарка»?

– Поставить «Сорочинку» мне предложили художественный руководитель театра Владимир Шагин и главный дирижер Николай Сильвестров. Я на самом деле хотела взяться за комическую оперу «Пираты Пинзанса». Захватывающий сюжет, интересная музыкальная обработка, четко прописанные актерские образы, да к тому же нигде в России еще не ставилась. Но руководство театра не одобрило эту идею и после долгих поисков предложило оперетту «Сорочинская ярмарка». Объемная пьеса с кучей подводных камней, правда, с очень богатой музыкальной партитурой, да вдобавок еще и Гоголь. Преподаватели в академии нам часто говорили: «Ребятки, пока вы не имеете достаточного опыта в профессии, не беритесь за Гоголя и Достоевского...» Вот так получилось, что первый серьезный спектакль – и сразу Гоголь. Ничего не оставалось, не отказываться же, вдохновилась музыкой, сократила текст (иначе вещь получилась бы безразмерная), и работа началась.

– А как работалось с актерами, ведь они привыкли видеть в вас коллегу, подругу, партнера по сцене?

– На удивление, трудностей в работе с актерами практически не возникало. Хотя в самом начале у некоторых было недоумение - зачем «Сорочинку», ведь ее у нас в театре ставили, и не раз, но потом все втянулись в работу, увлеклись процессом.

В спектакле занято много молодежи. Например, с главным героем - Грицько - приходилось особенно отрабатывать текстовые сцены, у нас ведь музыкальный театр и актер привык выражать все свои эмоции в песнях, танцах, а здесь помимо музыкальных много разговорных сцен, диалогов. Старались, репетировали, чтобы каждое слово со сцены звучало понятно и искренне. С исполнителями роли Цыбули вообще никаких проблем не было. Ребята постоянно участвуют в моих новогодних сказках (Ирина уже несколько лет выступает автором и режиссером новогодних представлений и сказок. - Прим. авт.), и мы, что называется, сработались вместе и понимаем друг друга с полуслова. Цыгане - наши разгильдяи (смеется) - всегда прислушиваются к моим замечаниям и воспринимают меня как более опытного товарища.

– Помимо молодежи, в спектакле заняты заслуженные и народные артисты театра. Какие впечатления от работы с профессионалами, любимцами публики?

– Очень интересно было работать со старшим поколением актеров: собранные, ищущие, всегда готовые к репетициям, с четко продуманными актерскими находками. Словом, «работяги», по-другому не скажешь!

– На постановку был приглашен петербургский балетмейстер Дмитрий Устюжанин. Как вы оцениваете его работу?

– Дима – профессиональный балетмейстер, мастер своего дела. Он долго и скрупулезно готовился к постановке, задавал много вопросов. К тому же он очень легкий и приятный в общении человек, за короткие сроки сумел расположить к себе весь творческий состав. Мне бы хотелось продолжить сотрудничество с ним в дальнейшем.

– Ира, вы побывали по обе стороны актерской профессии: кому на сцене легче - актеру или режиссеру?

Однозначно актеру легче! (Смеется.) Это я теперь точно знаю. Актер занят только своим образом, а у режиссера в голове постоянно идет мыслительный процесс: как выгодно представить каждого актера, как гармонично ужиться с декорациями и т.д. Если ты не на репетициях, то, значит, где-то в пошивочном цехе или у художников. Плюс ко всему в голове постоянный спутник - музыкальное сопровождение спектакля, другую музыку просто не воспринимаешь. Я уже не говорю о том, что заболеть, выключиться из работы просто невозможно! Постоянные сомнения и переживания, как твои идеи будут восприняты зрителями.

Актриса или режиссер?

– Как вообще появилось желание стать режиссером?

С детства у меня самыми любимыми фильмами были оперетты. И, естественно, на вопрос, кем ты хочешь стать, я отвечала - киноактрисой: петь, танцевать, носить роскошные платья. По мере взросления мои предпочтения в профессии менялись, и я решила стать режиссером. Отправила запрос во ВГИК, там к кандидатам предъявлялись серьезные требования: надо было иметь образование актерское или начальное режиссерское, опыт работы и уже готовый сюжет. Разработала жизненный план лет на пять: поступила в училище культуры на режиссерское отделение, и все бы хорошо, но моя мама сходила на «Девичий переполох» в музыкальный театр, влюбилась во многих артистов и заразила меня этой любовью. Я сходила на весь репертуар театра сама, потом еще несколько раз с однокурсниками. Потом я узнала, что в театральном училище набирается курс актера музыкального театра.

– И вы решили попробовать свои силы?

– Да, конечно. Пришла я в последний день набора, абсолютно не готовая, но почему-то уверенная в своем успехе. (Смеется.) Павел Владиславович Степанов и Наталья Владимировна Печерская сочувственно смотрели на меня, когда я гениально, как мне тогда казалось, пела романс «Ночь светла». Но вопреки всему меня взяли. Может, потому, что я была одета в суперкороткую юбку и прозрачную кофточку. (Смеется.) Училище культуры я бросила, учиться на актрису мне было интереснее. Сейчас к моим любимым жанрам в музыкальном театре добавился классический мюзикл («Моя прекрасная леди», «Хелло, Долли!») и рок-оперы («Иисус Христос - суперзвезда», «Юнона» и «Авось», «Орфей и Эвридика»).

– Ирина, расскажите о творческих планах.

– Профессия актрисы мне очень интересна, и в дальнейшем я хотела бы еще поиграть. (Смеется.) Больше скажу, на сегодняшний день я - больше актриса, чем режиссер. Мне хотелось бы поставить «Орфея и Эвридику». Жаль, что у нас в театре пока нет Орфея, но есть надежда вырастить его в своих стенах. Так что я надеюсь, что когда-нибудь мне удастся осуществить эту постановку.

– Ирина, а как вы любите проводить свободное время?

– Свободного времени не так много, как хотелось бы. Когда оно появляется, я с удовольствием встречаюсь с друзьями, зимой катаюсь на коньках, лыжах, вообще очень люблю зимние виды спорта. Одно из моих самых любимых занятий – это просмотр фэнтези-фильмов. Также люблю посидеть у компьютера. (Смеется.)

– Есть ли у вас любимое место, куда вы возвращались несколько раз?

– Да, это Санкт-Петербург. Мне очень нравится архитектура города, историческая наполненность, а главное – атмосфера, которой пропитаны все улочки города на Неве. Я с удовольствием возвращаюсь туда снова и снова!


Беседовала Наталья Иванова


Все новости группы