«Сильва» сто лет спустя

Самую популярную оперетту в мире поставили в Иркутском музыкальном театре

 

Баланс между классикой и современностью – именно так можно охарактеризовать новую «Сильву» в Иркутском музыкальном театре. В год 100-летия со дня первого исполнения самой известной оперетты в мире ее поставила новый главный режиссер театра Анна Фекета. Чтобы приблизить постановку к современному зрителю, ей пришлось дописать либретто и поработать над образами героев.

 

– Современность в данной постановке не в самой истории, а в темпоритме. Нужно, чтобы зрители не сидели на спектакле по четыре часа, как было раньше. Ведь сейчас другие реалии жизни – все происходит гораздо быстрее, – пояснила Анна Фекета. – Кроме того, в старом либретто мне не хватило современного языка и мотиваций. А я считаю очень важным, чтобы в оперетте была какая-то логика и мотивация персонажа. Ее должен видеть зритель, а тем более актер, поэтому я проработала четыре существующих варианта: немецкий, австрийский, советский и российский. Потом дописала сцены, которых не было в этих либретто, и даже ввела дополнительных персонажей, например, французских мимов.

 

Попавший на спектакль зритель сразу же окунается в атмосферу французского кабаре. На это работает буквально все. Декорации в стиле модерн художника Евгении Шутиной из Москвы, в центре которых сцена с красным бархатным занавесом, окруженная со всех сторон небольшими сферическими лампами. И облик Сильвы (Светлана Щерботкина, Людмила Мельникова), которая выходит на сцену в алом пышном платье до колен, в головном уборе из перьев. Кроме того, она поет в окружении мужчин в черных костюмах, которые выполняют классические движения канкана. Все это вместе сразу погружает зрителей в мир богемной роскоши, где на глазах у постоянной публики разворачивается главная любовная коллизия оперетты – роман между молодым князем Эдвином Валерсхеймом (Гейрат Шабанов, Евгений Алешин) и певицей кабаре Сильвой Вареску.

 

Кстати, режиссер спектакля Анна Фекета решила уделить драматической составляющей спектакля особое внимание. Наверное, поэтому, наблюдая за коллизиями персонажей, так живо реагируешь и переживаешь за их судьбы, как будто влюбленные могут и не соединиться, а связать свою жизнь браком без чувств.

 

– Я старалась добиться современности и в трактовке некоторых персонажей, ведь в этом спектакле я поставила задачу – показать нормальных живых людей, которые любят, ненавидят, ругаются, мирятся, боятся открыться друг другу так же, как и мы, – подчеркнула Анна Фекета. – Это, на мой взгляд, очень важно, потому что обычно в оперетте персонажи какие-то заштампованные, с массой клише. Может быть, раньше они были актуальны, но сейчас таким людям никто не поверит. А зрителям, как всегда, хочется видеть живых настоящих людей даже в оперетте.

 

Наверное, поэтому в спектакле немало прекрасных актерских работ. Один только отец Эдвина – князь Леопольд в исполнении народного артиста РФ Владимира Яковлева (в другом составе – народный артист РФ Николай Мальцев) чего стоит. От искрометной игры признанного мастера сцены получаешь редкое зрительское удовольствие и смеешься до слез над придуманной им подачей образа. Хороша в спектакле и вторая пара героев – Стасси (Мария Дербина, Анна Захаренко) и Бонни (Станислав Чернышев, Стас Грицких). И другие персонажи: жена князя Леопольда Изабелла (заслуженные артистки РФ Любовь Полякова, Елена Бондаренко), генерал Ронсдорф (заслуженные артисты РФ Вячеслав Варлашов, Владимир Попов), его супруга Виолетта (Валентина Ермошкина, Наталья Данилова) и хозяин казино Ферри Крекс, в роли которого дебютировал в театре артист Максим Колесников, а в другом составе сыграл Александр Айдаров.

 

Но главное – помимо хорошей игры, красивых декораций и искрометных шуток в спектакле наслаждаешься прекрасной музыкой Имре Кальмана в исполнении оркестра музыкального театра под управлением дирижера Михаила Тарасова. И понимаешь, что многие арии и музыкальные темы «Сильвы» даже 100 лет спустя можно назвать стопроцентными хитами. Нужно также отметить, что режиссером были учтены все нюансы голосовых данных солистов, благодаря этому дуэты в постановке звучат очень органично, ведь голоса прекрасно сочетаются. Все это позволяет в полной мере насладиться классикой оперетты в современном прочтении.


Все новости группы