Спасибо за «Сильву» — новую и вечную!

Иркутский музыкальный театр имени Н.М. Загурского завершает череду блестящих премьер 2015 года.

 

Оперетта всех времен и народов, неувядающая «Сильва» — в этих эпитетах  нет преувеличения. Очень многие, если не большинство поклонников оперетты признают превосходство именно за «Сильвой».


2.jpg

 

Музыка выше войны

Причина всеобщей любви к «Сильве» с момента ее мировой премьеры в 1915 году (100-летие со времени написания) в том, что здесь блистательным образом соединились хорошая драматургия и выдающийся, гениальный композиторский дар Имре Кальмана. Потому что самая исполняемая, «топовая» оперетта мира «Сильва» правдива и в музыке, и в своей драматической основе.

 


«Сильва» — ровесница музыкального театра имени Н.М. Загурского. Впервые она была поставлена здесь в 1940 году, а потом очень часто постановки повторялись: в 49-м, 53-м, 87-м, 2001-м… И вот нынешняя премьера.


 

Кальман — король   жанра оперетты, и это признано всеми, а его «Сильва» («Да здравствует любовь!», «Королева чардаша») — одна из лучших, великих оперетт, им написанных. К числу наиболее известных  относятся  также «Марица», «Принцесса цирка»,  «Фиалка Монмартра» и другие из числа его шедевров, но именно «Сильва» стала номером один — самой известной, любимой, почитаемой, востребованной, яркой, прославленной и признанной во всем мире за образец совершенства в жанре оперетты. Как можно ее не любить? В ней столько потрясающе красивых дуэтов, сольных партий, и практически каждая ее мелодия сразу же после первого исполнения на сцене стала шлягером. Ее насвистывали разделенные Первой мировой войной люди. Мелодии  запоминались и не выходили из головы, их напевали солдаты и вспоминали о доме, о любимых девушках, с которыми сидели в уличных кафе, гуляли по весенним бульварам, и на душе   становилось легче, и казалось, что близок конец войны. Именно так думали бойцы и по другую линию фронта, поэтому музыка Кальмана была выше войны, выше сиюминутных интересов правящих верхушек, развязывающих эти бойни. Музыка Кальмана побеждала смерть.

 

Буйство красок, магия стиля…

В аннотации к спектаклю сказано, что «Сильва» — ровесница музыкального театра имени Н.М. Загурского. Впервые она была поставлена здесь в 1940 году, а потом очень часто постановки повторялись: в 49-м, 53-м, 87-м, 2001-м… И вот нынешняя премьера.

Она поставлена новым главным режиссером Анной Фекета, дирижером-постановщиком Михаилом Тарасовым.

Открывается занавес, и зрителю преподносится, как букет дивных, тропических цветов, первая сцена, эффектная и ослепительная в своих красках (в центре — красные тона, справа и слева — бирюзовые). И далее, эпизод за эпизодом, только успевай переводить дыхание от изобилия ярких красок, тонов и оттенков, от фееричности и яркости костюмов и декорации.

Сегодня временем правит антикрасота, которая агрессивна и навязчива, и подобное буйство красок и яркость встречаются аплодисментами. Мир вокруг стал монохромным, рациональным, даже пугающе антиэстетичным, а между тем цвет, форма по-прежнему магически действуют на человека.

Занавес, ажурные лестницы, легкие  конструкции, маленькая эстрада с падающим занавесом в глубине — все завораживает в этом спектакле, втягивает в его пространство (сценография  Евгении Шутиной). Изысканность и стильность костюмов приводят в восторг (художник по костюмам Наталия Убрятова). Актеры прекрасно двигаются, не боясь сочной характерности, однако не злоупотребляют ею, а эффектные придумки, пластически-танцевальные эскапады удивляют и восхищают (балетмейстер-постановщик Людмила Цветкова).

 


В одном составе актеров Сильву Вареску исполняет обворожительная, с долей магнетизма Светлана Щерботкина. Эдвин (Гейрат Шабанов) — собранный, сдержанный, выразительный, глубоко в душе переживающий невозможность быть с любимой.


 

Традиционно оперетту считают «легким жанром», но работать в «легком жанре» гораздо сложнее, чем, например, в опере. Артист оперетты должен сначала пробежать, потом станцевать — а до этого нужно было произнести текст, то есть связки уже устали, и надо еще спеть, после чего вальсировать или выполнить балетный номер! Трудный это жанр, очень трудный, хотя и считается «легким», но понятно, совсем по другим характеристикам, потому что он радостный, искрящийся, наполненный праздником и счастьем.

Потому и «Сильва», на предпремьерном показе которого я была, предстала, как и положено оперетте, яркой, эмоциональной, местами гротескной, смешной, а где-то бесшабашной. Это был замечательный, до мелочей слаженный ансамбль, это была стихия, фонтан, фейерверк, который захватывал и захлестывал зал с первых же минут, но драматической сути действие при этом не теряло. Конфликтные линии были выражены отчетливо и внятно.

Спектакль жил и переливался из картины в картину легко, изящно и смотрелся удивительно современно.

 


Состав, где Сильву играет Людмила Мельникова, а Эдвина — Евгений Алешин, не менее убедителен и притягателен. Это не второй и не первый, а, как точно подметила режиссер «Сильвы» Анна Фекета, именно другой состав. Просто нюансы и полутона, как и должно быть у настоящих актеров, здесь расставлены чуть иначе…  


 

В едином ансамбле

Вначале мне удалось посмотреть состав актеров, где Сильву Вареску исполняет обворожительная, с долей магнетизма Светлана Щерботкина. Она предстала на сцене прекрасной, легкой, изящной, органичной, эмоциональной, бросающей вызов законам общества. Эдвин (Гейрат Шабанов) — собранный, сдержанный, выразительный, глубоко в душе переживающий невозможность  быть с любимой. Стасси  (Мария Дербина) была лирична, легка,  трогательна, одухотворенна, сердечно-распахнута. А Бони (Станислав Чернышев) легок на выдумку, талантлив, непревзойденно артистичен, жизнерадостен.

В «Сильве» созданы живые люди, гармоничные человеческие образы, которым не чужды и высокие порывы души, и бытовые мелочи и сложности, которыми наполнена наша жизнь. Каждый характер многомерен: и в Сильве, и в Бони, и в Стасси, и в Эдвине сочетаются лирическое и комическое начала, не утрируются характеры персонажей, а, напротив, находятся в развитии.

Бони, например, превращается из простака в человека, который ярче и радостнее всех остальных смотрит на жизнь, и даже Изабелла (заслуженная артистка России Любовь Полякова) — и страдающая мать, и женщина, потерявшая свою первую любовь;  все эти моменты находят отражение в ее образе. И Леопольд (народный артист России Владимир Яковлев) предстает не одномерным, плоским и злобным князем, а имеющим слабости, грехи, но и добропорядочность.

Впрочем, и другой состав, где Сильву играет Людмила Мельникова, а Эдвина — Евгений Алешин, не менее убедителен и притягателен. Это не второй и не первый, а, как точно подметила режиссер «Сильвы» Анна Фекета, именно другой состав. Просто нюансы и полутона, как и должно быть у настоящих актеров, здесь расставлены чуть иначе…  

Всем героям, как бы ни складывались обстоятельства их сценической судьбы, присуще благородство. Получился ансамблевый спектакль, который развивается как цепь актерских этюдов.

 

5.jpg

 

Интрига привела к успеху

«Сильва» — калейдоскоп смешного и грустного, любви и предательства, танцев, музыки и блеска, присущих только оперетте, и все эти качества обычны для этого жанра. А вот достаточно глубокий, по сравнению с традиционным прочтением, внутренний психологизм героев держит зал в напряжении, а местами даже заставляет усомниться в его положительном финале. И это очень интригующее сочетание…

Сценическая культура постановки проявляется и в том, как вдохновенно и остроумно сыграны персонажи второго плана и массовые сцены. Они все наделены яркой характерностью, которые по ходу придирчиво комментируют происходящее.  Все ансамбли звучат слаженно и артистично (хормейстеры Наталья Ладыгина и Ульяна Чугуевская).

В новой «Сильве» театр продемонстрировал качество и культуру постановки, хороший класс актерской игры, а также талантливое режиссерское решение, внеся в его пространство новые акценты и дыхание. На таких спектаклях отдыхаешь душой: он полон радостного сияния, блеска и остроумия, молодости и любви.

 

Источник: "Байкальские вести"


Все новости группы