Поручик, к барьеру!

На сцене Иркутского музыкального театра впервые в истории мирового театрального искусства прошел спектакль «Поединок. Офицерская драма в двух частях».

Это уже седьмой спектакль на иркутской сцене, поставленный выдающимся режиссером мирового класса Сусанной Цирюк.

Нам часто приходилось видеть на театральных подмостках сцены из «той», дореволюционной жизни. Семейные драмы, революционные события, приключения.

«Поединок» рассказывает о другом. О серой, унылой, повседневной жизни гарнизона, заброшенного в глуши где-то на западной границе империи. Блестящие офицеры, стихи, гитара, любовь, честь, доблесть, невероятной красоты и утонченности женщины... И - скука, разочарование в идеалах, водка, рукоприкладство, а иногда - и последний патрон в стволе револьвера.

А главное - полнейшая безысходность, отсутствие каких-либо перспектив. Сильнее всего это чувствуют жены офицеров. Им хочется блистать в петербургских салонах, а не проводить долгие унылые вечера в офицерском собрании, в обществе пьяных мужей и кумушек-сплетниц. Они готовы многое отдать за то, чтобы вырваться на свободу. Иногда они готовы отдать даже жизнь. Чужую, конечно.

Знакомо, не правда ли? Прошло более ста лет, а проблемы в русской армии все те же...

Спектакль не богат декорациями: все действие происходит на фоне серых гарнизонных стен. Сила «Поединка» - не в декорациях, не в буйстве света и спецэффектов, которыми заслуженно славится Музыкальный. Это глубоко психологическая драма, многократно усиленная великолепной музыкой Владимира Баскина.

Спектакль ставился быстро, что потребовало высокого напряжения всей труппы. Любопытно, что в постановке используются настоящие боевые сабли - для работы с ними был приглашен специальный учитель фехтования, а актерам пришлось осваивать непривычное для себя мастерство.

После спектакля Бабр пообщался с его создателями.

Бабр: Сусанна Юрьевна, как возникла мысль о выборе для постановки именно «Поединка»? Это ведь очень драматическая вещь, совсем не в формате музыкального театра.

Сусанна Цирюк, режиссер: Я случайно узнала, что авторы пишут для театра Ленсовета драматическую пьесу со вставными музыкальныим номерами. Посмотрела кусочек и сказала, что из этого нужно делать мюзикл.

Бабр: И вы успели поставить спектакль раньше, чем они.

С.Цирюк: Да! Они вообще не поставили его, кстати. У них в Ленсовете что-то не срослось, потом уволился режиссер. А мы поставили. То есть, наш спектакль можно считать мировой премьерой.

Бабр: И нигде никогда этот спектакль не ставился?

С.Цирюк: Нет. Мы вообще до последних дней дописывали орекстровки. Так что это настоящая премьера, двухсотпроцентная.

Бабр: Для Ленсовета писали те же авторы?

С.Цирюк: Да, конечно. Но, естественно, не с таким количеством музыки. Конечно, пьеса Вербина претерпела изменения в сторону мюзикла - ведь пьеса была написана для Ленсовета, для драматического театра. Я хотела вернуть что-то из Куприна, и скомпилировать с текстом пьесы.

Бабр: Наверное, именно музыка позволила раскрыть всю психологическую глубину спектакля?

С.Цирюк: Конечно! Градус выше! Я именно за что люблю музыкальный театр! Именно за то, что градус выше!

Бабр: А в драматическом театре получилась бы классическая драма?

С.Цирюк: Да. Но только с гениальными артистами. Артист не в форме - все, пьесу не выташить. Она вся на нервах. А у нас музыка сильно помогает выйти на вот этот романтизм, страсть. Ну и, конечно, я знала труппу, и я понимала, что эта труппа может показать всю драматическую составляющую.

Бабр: Почему для постановки выбран именно Иркутск? Вы ставите спектакли в Петербурге, Екатеринбурге, Ростове, Минске, за границей...

С.Цирюк: Все просто: здесь есть тот состав, который может сыграть эту пьесу. Я не вижу больше ни в одном театре такого состава. Я знала, что эта труппа в состоянии сделать и драму тоже. Не просто спеть, а именно показать драму. Это очень сложный материал для музыкального театра, не совсем привычный. И вот сегодня мне было очень приятно, когда композитор сказал, что кастинг просто гениальный.

Бабр: Как подбирались актеры на роли?

С.Цирюк: Основные персонажи - все в одном составе. Семь человек в одном составе, а второстепенные персонажи - с дублями. Самой первой была выбрана Александра Гаращук - без вариантов, без дублей. Это абсолютно «моя» актриса, это спектакль на нее. Из-за нее и название придумано. Остальное приложилось - я же знаю, кто как играет, кто чей партнер.

Бабр: Складывается впечатление, что режиссер не очень симпатизирует женской части драмы. Скорее заметно сочувствие к офицерам, а не к их женам.

Евгений Алешин, исполнитель роли Ромашова: Не совсем так. Все-таки это начало века, начало развала империи. Далекий от центра гарнизон, нищенское даже для офицеров существование. И, как сказал автор либретто, «все они здесь такие» - потому что ситуация складывается так. Естественно, мужчины еще как-то служат - им деваться некуда, они пьют, гуляют, «отрываются» на рядовых и так далее. Все понятия - офицерская честь, совесть - вроде все таким же осталось, а для чего это нужно, кому это нужно - непонятно. Поэтому здесь не конкретно к женщинам, я думаю, такое отношение - это отношение к жизни.

Спектакль в два с половиной часа не может вместить все то, что хотел сказать Куприн. Поэтому взяли только одну сюжетную линию: один любит, другая пользуется этим, плюс сопутствующие этому события.

У Куприна произведение очень глубокое, философское, и совершенно неоднозначный внутренний мир у самого Ромашова. Если здесь мы пытаемся сделать из него достаточно порядочного, честного и не обремененного какими-то социальными задачами человека, то у Куприна все гораздо масштабнее.

Бабр: Можно сказать, что вы проецируете спектакль на сегодняшнее общество, на сегодняшнюю армию?

Евгений Алешин: Не думаю. Время меняется, мы меняемся. Я не думаю, что с течением времени общество становится хуже - другим конечно, но не хуже.

Бабр: Как вы оцениваете музыку Владимира Баскина к этому спектаклю?

Евгений Зеленцов, дирижер-постановщик: Очень хорошо! Очень крепкая музыка! Музыка в этом спектакле - как горячие пирожки, она только из печки, она написана буквально вчера. Конечно, основная музыкальная канва написана давно, а вот аранжировки - только-только.

С.Цирюк: И номера тоже дописывались «на ходу».

Е.Зеленцов: Музыка к спектаклю должна «устояться» - мы еще что-то додумаем, доделаем... появится «маникюр».

С.Цирюк: Музыка очень драматичная, трогательная, и в то же время очень живая.

Бабр: Вам нравится писать вот так, «на ходу»?

С.Цирюк: Нет. Я люблю готовый материал, а уже потом его трактовать.

Е.Зеленцов: Когда за неделю до премьеры нет пяти номеров...

С.Цирюк: О, да! Ведь есть же экстремалы на свете. Это такой адреналин...

Бабр: Спектакль был поставлен буквально за двадцать дней. Как это удалось?

С.Цирюк: Днем репетировали, ночью писали. Я не люблю экспромтов, у меня все всегда заранее придумано, продумано. Поэтому удается так быстро ставить. Но двадцать дней - это, конечно, слишком быстро. Я сама удивилась. Только от ужаса можно было так сделать. Премьера назначена давно, график спектаклей расписан, опоздать нельзя ни на один день. У меня 26 февраля в Нижнем Новогороде другая премьера...

Бабр: Сколько обычно спектаклей вы ставите в год?

С.Цирюк: В этот год - я не скажу, секрет. Очень много. А вообще мне нормально пять. Но не десять.

Бабр: Бывает десять?

С.Цирюк: Бывает. Что-то где-то переносится, остальные спектакли в плане - график нарушается, и получается очень много спектаклей. Последний раз такое произошло из-за кризиса в Белоруссии. Там все замерло, пока не было валюты, поэтому белорусские постановки перенеслись на более позднее время. В результате в 2011 году у меня было каждый месяц по премьере.

Бабр: В Иркутске будут еще ставиться ваши спектакли?

С.Цирюк: Я же человек приглашенный. Пригласят - будут спектакли.

Бабр: Это ваша седьмая постановка в Иркутске. Не надоел - театр, город, люди, труппа?

С.Цирюк: Нет. Я все время нахожу в этой труппе что-нибудь новое, открываю ее для себя. Я же здесь как в семье. Не могло быть такого кастинга и такой премьеры, если бы я не чувствовала себя здесь так комфортно.


Беседовали: Дмитрий Таевский, Ольга Новикова

Источник: BABR.RU.


Все новости группы