«Севастопольский вальс» зазвучал со сцены Музыкального театра

Музыкальная драма с хэппи-эндом.

«Севастопольский вальс» зазвучал со сцены Музыкального театра.

В Иркутском музыкальном театре имени Н.М. Загурского начались показы первой премьеры сезона — культовую оперетту советских лет «Севастопольский вальс» на музыку Константина Листова поставила режиссер Ксения Торская. Гимн верности, любви и настоящей дружбы, как характеризуют спектакль в театре, помимо замечательного музыкального наполнения, стал еще и серьезной драматической работой.

 

Для опытного режиссера Ксении Торской «Севастопольский вальс» — всего лишь вторая постановка на сцене Музыкального театра им. Загурского: около десяти лет назад она создала здесь музыкальную сказку «Огниво». Однако за эти годы она успела поработать в самых разных театрах страны и поставить десятки спектаклей различных жанров. Иркутский зритель знает Торскую прежде всего по работе в ТЮЗе — на его сцене были созданы мюзикл «Алые паруса», музыкально-поэтическая композиция по стихам Марины Цветаевой «Я тоже была, прохожий…», «Граф Нулин», «Оливер», «Все что угодно только не война!», «Мойдодыр», «Царевна — лягушка», «Кошкин дом»… Успела Ксения Торская поработать и в театрах Иркутской области — Областном театре драмы г. Черемхово, Усть-Илимском муниципальном театре драмы и комедии.

 

Кажется, для нее не существует жанровых ограничений, она с равным интересом берется и за мюзиклы, и за детские сказки, и за серьезные драматические произведения. С удовольствием, по ее собственным словам, взялась и за «Севастопольский вальс» — героико-романтическую оперетту, написанную в 1961 году композитором Константином Листовым и авторами либретто Еленой Гальпериной и Юлием Анненковым. В Иркутском музыкальном театре спектакль с таким названием был поставлен в том же году и пользовался большим успехом у публики. Прошло более полувека, и уже новое поколение постановщиков и артистов заранее посвящает этот спектакль 70-летию победы в Великой Отечественной войне.

 

«Сегодня и зритель другой, и темпоритм, другие краски и акценты, но история та же. Кто-то может усмотреть в постановке политический смысл, поскольку действие происходит в Севастополе, в Крыму, но для меня это прежде всего спектакль о любви, и именно так я его и ставила. А еще дань памяти тем людям, которые воевали в Великой Отечественной войне», — рассказывает Ксения Торская.

 

Действительно, Отечественная война является здесь не самой главной темой, хотя постановщики, напротив, специально добавили в спектакль сцену военных действий и даже хотели пустить на заднике кадры кинохроники, но потом отказались от этой идеи в угоду других художественных средств. Так, немалую роль в создании атмосферы спектакля играет световое оформление. Постановка вообще не перегружена визуальной частью, отчего она отнюдь не теряет, а наоборот, выигрывает за счет лаконичности и минималистского стиля. На сцене всего одна декорация, выполненная в форме подвижной конструкции, напоминающей огромный якорь. В зависимости от событий спектакля, она попеременно оборачивается то военным кораблем, то огромным орудием, то элементом мирной набережной Севастополя.

 

«Вместе с художником Владимиром Авдеевым, который работал над декорацией, мы выбрали основным визуальным образом спектакля якорь — сакральный знак моряков, являющийся символом надежности, веры, крепости духа, — поясняет Ксения Торская. — Мы вообще хотели уйти от бытовой истории и наполнить происходящее символами, поэтому якорь стал не только символом места действия, но и главным художественным образом спектакля».

 

История о любви, пронесенной через войну, лишения и годы ожидания, закончится благополучно для всех героев этого красивого спектакля. Неверность и предательство будут наказаны, истинная терпеливая любовь будет вознаграждена, но немалую роль в этом спектакле играют и патриотические чувства героев, которые накладываются на любовные переживания. «В процессе репетиций актеры удивлялись, что им приходится играть как в драматическом театре, на что я им говорила: «Чувства должны быть настоящими, а не как в драматическом или музыкальном театре». Так что в этом была скрупулезная работа», — рассказывает режиссер.

 

Действительно, Ксении Торской удалось добиться от артистов проявления на сцене настоящих чувств, и во многом благодаря этому (а также военной теме) спектакль не воспринимается как легкая оперетта. Скорее уж это музыкальная драма с хэппи-эндом и элементами мюзикла. В постановке, разыгранной на два состава, занята почти вся труппа, и артисты подобраны таким образом, что создают, по сути, два разных спектакля, каждый из которых будет интересен зрителям. А уж главная музыкальная тема — «Севастопольский вальс» — точно еще долго будет звучать в голове после просмотра.

 

Антон КОКИН

 


Все новости группы