Вальс победы в Иркутском музыкальном театре

Спектакль о героизме, любви, верности и предательстве – «Севастопольский вальс» композитора Константина Листова и авторов либретто Елены Гальпериной и Юлии Анненковой поставили в музыкальном театре им. Н. М. Загурского режиссер Ксения Торская и дирижер Евгений Зеленцов. Премьера, которая 29 октября открыла 74-й театральный сезон, приурочена к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Впрочем, и сам спектакль можно назвать безусловной победой всех участников постановки, настолько лаконичным и пронзительным получился их «Севастопольский вальс».

Пространство спектакля, придуманное новосибирским художником Владимиром Авдеевым, как и костюмы Натальи Убрятовой, выдержаны в неяркой черно-сине-серо-белой гамме. Благодаря этому, а также исторической достоверности костюмов, сцены из постановки порой напоминают старые фотографии или кадры кинохроники. Только изредка в самые драматичные моменты сцену заливает алое зарево или голубоватый свет. Все это словно погружает зрителей в атмосферу военных и послевоенных лет. Жанр «Севастопольского вальса» определен автором как оперетта, однако благодаря серьезной переработке музыкального и драматургического материала, новый спектакль, по мнению режиссера Ксении Торской, скорее можно отнести к музыкальной драме.

– «Севастопольский вальс» – спектакль к юбилею Победы, однако нам хотелось, чтобы он был посвящен не только войне, а сосредоточен именно на любви, ведь это хорошая история о сильных чувствах, пронесенная через годы лишения и ожидания, – отметила она. – Спектакль серьезно сокращен, но музыкальный материал от этого не пострадал, а наоборот, даже зажил новой жизнью. Поэтому, на мой взгляд, у нас получилась не оперетта, а музыкальная история с драматическими акцентами. Жанр оперетты и даже мюзикла сегодня уже не актуален. В общем, нам хотелось создать современную, трогающую за душу историю и одновременно отдать дань памяти людям, которые, как и мои деды, воевали и погибли на этой страшной войне.

Символом спектакля стал якорь – знак надежности и веры для моряков. Под его очертания стилизована основная конструкция на сцене, которая, передвигаясь на колесиках, превращается то в корабль, то в лестницу набережной, то становится частью убранства дворца культуры.

В постановке много удачных актерских работ. Причем каждый состав хорош по-своему. Завсегдатаи-театралы знают, что нередко у двух групп артистов, играющих в одной пьесе у одного режиссера, получаются совершенно разные спектакли. Так произошло и в этот раз благодаря отличным друг от друга актерским индивидуальностям. Именно поэтому, например, образы Дмитрия Аверина, созданные Евгением Алешиным и Гейратом Шабановым, совершенно нельзя сравнивать между собой, поскольку хоть слова и поступки героев одни и те же, но мотивы их возникновения другие. То же и с исполнительницами роли Любы Толмачевой. В одном из составов успешно дебютировала на иркутской сцене выпускница Ростовской консерватории Людмила Мельникова. В другом – историю жизни героини во всей полноте своего драматического дарования прожила актриса Александра Гаращук.

Кстати, в пьесе почти нет второстепенных героев. Так называемые персонажи второго плана настолько колоритны, а роль их в развивающейся истории настолько значительна, что в какие-то моменты спектакля их можно считать главными героями. При этом оба состава также прекрасно справляются с воплощением этих ярких образов. Среди них лихой «морской казак» Генка Бессмертный в исполнении еще одного дебютанта иркутской сцены Олега Прохорова и артиста Егора Кириленко. Усатый боцман Федор Гарбузов – народный артист РФ Николай Мальцев и заслуженный артист РФ Владимир Попов. Его пассия – мороженица тетя Дина по прозвищу Черноморская льдина – заслуженная артистка РФ Елена Бондаренко и солистка театра Наталья Данилова. Восточный человек, киномеханик Рахмет, который играет чуть ли не ключевую роль в любовной истории героев – артисты Александр Баязитов и Святослав Чернышев. Коварная супруга Аверина, певица Нина Бирюзова – Светлана Щерботкина и Светлана Лунюшкина. Цветочница Зиночка – Евгения Калашникова, Софья Сучкова и Мария Дербина.

А еще в постановке много юмора, красивых хореографических композиций и запоминающихся вокальных номеров.

Елена Орлова. "Газета Областная"


Все новости группы