Мюзикл без хэппи-энда

В Иркутске поставили «Свадьбу Кречинского»

Спектакли без хэппи-энда сегодня редкость и на драматических сценах, а тем более в музыкальном театре.

И хотя в премьерной постановке Иркутского областного театра им Н.М.Загурского «Свадьба Кречинского» по мотивам одноименной комедии Александра Сухово-Кобылина в финале раскрывается грандиозная афера, сказать, что добро побеждает зло, язык не поворачивается. Но тот факт, что постановка известного в 1970-х годах мюзикла Александра Клокера молодым иркутским режиссером Ириной Мякишевой получилась мощной по силе воздействия на зрителя, сомнения не вызывает. А если вспомнить ее первый серьезный спектакль «Сорочинскую ярмарку», то можно говорить о появлении в Иркутске нового талантливого постановщика.

– С музыкой этого спектакля я знакома с детства, я слушала ее на пластинке, и мне она так нравилась, ведь для меня «Свадьба Кречинского» ассоциировалась с двумя номерами «Шерше ля фа» и романсом Лидочки, в общем, с чем-то светлым и радостным, – рассказала Ирина Мякишева. – В школе я прочитала пьесу и поняла, что позитивных эмоций там маловато.

Фабула этой грустной истории о том, как проигравшийся дворянин Михаил Кречинский (Александр Айдаров, Евгений Алешин) пытается поправить свое состояние, женившись на дочке помещика Муромского (народный артист РФ Николай Мальцев, заслуженный артист РФ Владимир Попов) Лидочке (Ольга Попова, Светлана Щерботкина), известна еще со школьной программы. Но Ирине Мякишевой и артистам, которые играют с драматическим накалом, удалось добиться в спектакле особой атмосферы, мрачной, почти зловещей, в сценах в доме Кречинского и уютной, наполненной юмором и русским народным колоритом в доме Муромских.

– Этот спектакль о том, что мы все боимся бандитов и воров, нападающих на улице, но гораздо страшнее те воры, которым мы доверяем, и которые с помощью внешнего лоска и блеска могут разбить нам жизнь, – рассказала Ирина Мякишева. – Семейство Муромских – просто хорошие люди, но приходит Кречинский, насквозь фальшивый, и они не готовы дать ему отпор. В итоге жизнь этого семейства рушится. Ведь у Сухово-Кобылина это трилогия, после «Свадьбы» идут «Дело» и «Смерть Тарелкина».

Простые, но эффектные декорации Натальи Убрятовой и музыка в исполнении оркестра театра под управлением Николая Сильвестрова усиливают эмоциональную составляющую постановки.

– Это классика, написанная еще в те времена, когда композиторы писали партитуру ручкой, а не как сейчас, заложив мелодию в компьютер, а он уже разложит ее на аккорды, – отметила Ирина Мякишева. – Наверное, поэтому такая музыка оставляет желать лучшего по качеству оркестровой гармонии. Музыка в «Свадьбе Кречинского» полноценная, она передает настроение, характер.

По мнению режиссера, в спектакле практически нет второстепенных ролей, ведь накал постановки требует от всех артистов полной отдачи. Особенно яркие образы удалось создать исполнителям ролей приживальщика в доме Кречинского Расплюева (Евгений Кириленко, Игорь Переверзев), влюбленного в Лидочку соседа Муромских Нелькина (Михаил Лямин, Арсен Митичашвили), тетки главной героини Анны Антоновны Атуевой (заслуженная артистка РФ Елена Бондаренко, Евгения Калашникова), ростовщика Никанора Савича Бека (Владимир Антипов, Александр Баязитов).

– Эта пьеса очень актуальна, – считает Ирина Мякишева. – В ней как бы побеждает добро, приходит полиция, и Кречинского арестовывают, но на самом деле приходит еще большое зло, чем Кречинский, в лице власти и закона, и все становится совсем плохо.

Может быть потому, что артисты знали сюжет всей трилогии Александра Сухово-Кобылина, финал не получился светлым. Хотя злодей Кречинский все-таки раскаялся.

Елена ОРЛОВА


Все новости группы