Возвращение 'Калины красной'

В образе «Блудного сына»

Путь героя от глубочайшего грехопадения до раскаянья можно увидеть в музыкальной драме «Блудный сын». Ее поставил в Иркутском областном музыкальном театре им. Н. М. Загурского по мотивам киноповести Василия Шукшина «Калина красная» на музыку Марка Самойлова режиссер из Санкт-Петербурга Владимир Подгородинский.

Спектакль получился трогательным и даже трагичным. Кстати, Иркутский музыкальный театр не впервые обращается к этому материалу, в 1978 году в репертуаре значилась постановка «Сладкая ягода» по рассказам Василия Шукшина.

– Я считаю, что это очень хорошо адаптируемый для музыкального театра сюжет, – отметил Владимир Подгородинский. Герой Шукшина очень противоречивый человек. Он раздваивается между дьяволом и Богом, и это противоречие разрывает его на части. Но, в итоге, побеждает стремление к вере и любви. Это, на мой взгляд, часто встречающийся в жизни тип русского человека. И я хотел проследить его путь от глубочайшего грехопадения до прикосновения истины. Во многом средствами музыкального театра.

Тем более что музыка Марка Самойлова – последнее произведение в жизни великого композитора – позволяет это сделать. Она получилась очень трогательной, глубокой и разнообразной по стилям: от фьюжена и блюза до кадрили и шансона. Кстати, характер главного героя Егора Прокудина, роль которого исполнил народный артист РФ Владимир Яковлев, раскрывается через рок-композиции. – Я долго не соглашался играть эту роль, ведь фильм «Калина красная» – один из моих любимых, и в данном случае сравнение с самим Шукшиным, которого не переиграешь, неизбежно, – признался Владимир Яковлев. – Шукшин выписал человека настолько неординарного и сильного, что он везде лидер: и в преступном мире, и в обычной жизни.

Именно это в драматическом накале спектакля и сумел показать Владимир Яковлев. История начинается в полумраке, когда милиционер задает Егору вопрос: «Как думаешь жить, Прокудин?» Он отвечает: «Честно, гражданин начальник», рассказывает, что поедет к женщине, так называемой заочнице, с которой познакомился по переписке, – Любе Байкаловой (актриса Анна Рыбникова). Так герой выходит на свободу после пятилетнего срока.

Действие разворачивается в декорациях, которые придумал художник Степан Зограбян из Ростова-на-Дону. На сцене разрушенная деревянная церквушка в окружении стволов берез, забор с изображенным на нем в примитивном стиле огромным щенком на лужайке. Когда в спектакле возникают сцены города, связанные с бандитским прошлым героя, декорация не меняется полностью, на сцене лишь появляется небольшая выгородка, что символизирует суетность его прошлой жизни.

Выйдя на волю, Егор сначала заглядывает к своему криминальному наставнику Губе, его демонический образ создал Александр Баязитов, и бывшей возлюбленной Люсьен (Евгения Калашникова). Там он знакомится с новыми персонажами: Бульдей, которого очень харизматично сыграл Святослав Чернышев, и Николашей, получившимся в исполнении Игоря Переверзева редкостным негодяем. Он сообщает дружкам, что завязал, но те не желают оставить его в покое.

Потом он приезжает к Любе, и отношения у них складываются как нельзя лучше. Сцены объяснения персонажей выписаны режиссером очень трогательными. Особенно номер с лодкой, когда героев кружат в ней девушки-березки (артистки балета), которые, по задумке хореографа, заслуженного деятеля искусств РФ Сергея Грицая, как бы являются символом всего самого светлого для героя. Пронзительной получилась и сцена приезда Егора к матери (Наталья Данилова), когда он не решается ей открыться, а старушка страдает от того, что не знает, жив ли ее сын.

– Притча о блудном сыне, о том, что у отца было два ребенка, один хороший, другой плохой, хороший остался с отцом, а плохой пропил, прогулял все, что у него было, когда семья голодала, потом вернулся к отцу, и тот принял его с распростертыми объятиями и еще одарил, – рассказал Владимир Подгородинский. – А тот сын, что с ним остался, спросил: почему я горбатился на тебя столько лет, а ты мне даже и овцы не подарил, а ему дал быка. Тогда тот ответил ему: знаешь, ты для меня всегда был живой, а он умер и воскрес. И в данном случае – блудный сын Егор – человек, который воскрес, найдя свою настоящую любовь.

Однако вернуться к матери в новом костюме и сказать, что у него все «как надо» герою не удалось. Николаша, узнавший, что «заочница» Егора – это его бывшая жена, жестоко мстит. Родной дом Егора, где хранятся старинные иконы, разграблен, мать убита во время ограбления. В Егора, который пытается расправиться с убийцей, Губа стреляет из пистолета. После того, как тот умирает на глазах у Любови Байкаловой, его заводят в свой хоровод березки. На заднем плане появляется лодочка с небольшой деревянной церквушкой, которая взмывает в воздух. Несмотря на трагический конец, это выглядит жизнеутверждающе: Егору удалось победить демонов в своей душе.

Елена ОРЛОВА


Все новости группы