'Блудный сын' пришел на иркутскую сцену

в музыкальном обличье

В минувшие выходные на сцене Иркутского музыкального театра им. Н. М. Загурского состоялась премьера нового спектакля петербургского режиссера Владимира Подгородинского «Блудный сын» по киноповести Василия Шукшина «Калина красная». История о человеке, пытающемся отказаться от преступного мира, в новой постановке получила религиозный подтекст и трактуется постановщиком как притча о поисках веры, истины и любви. Впрочем, сюжет в угоду евангельским аллюзиям все-таки не изменен – как бы Егор Прокудин ни пытался обрести божью благодать, он все равно гибнет в финале.

Режиссер Владимир Подгородинский из Санкт-Петербурга ставит для иркутской публики уже не в первый раз. Постоянные зрители театра имени Загурского хорошо знают мюзикл-шоу «Прелести измены» по мотивам комедии Дарио Фо и музыкальную драму «Цезарь и Клеопатра» по Бернарду Шоу в его постановке. В этот раз режиссер снова взялся за музыкальную драму, но уже на основе творчества отечественного писателя Василия Шукшина. В репертуаре театра имя советского классика появилось уже во второй раз – больше 30 лет назад на этой сцене была поставлена музыкальная комедия «Сладкая ягода» по его рассказам. Сам же Подгородинский год назад ставил «Калину красную» в Алтайском краевом театре, правда драматическом, а не музыкальном, хотя и с тем же названием – «Блудный сын».

Команду постановщиков режиссер привез с собой: за сценографию в спектакле ответственен художник из Ростова-на-Дону, лауреат премии «Золотая маска» Степан Зограбян, художник по костюмам – София Зограбян (Москва), балетмейстер – заслуженный деятель искусств России, лауреат государственной премии РФ и «Золотой маски» Сергей Грицай. Благодаря этому иркутский спектакль по оформлению похож на алтайский как две капли воды: та же полуразрушенная церковная башенка в окружении березок в левой части сцены, та же деревянная стенка с нарисованной собакой огромных размеров, олицетворяющая жизнь в деревне, – справа; та же лодка как символ течения жизни, вытаскиваемая время от времени в центр сцены. В программке алтайского театра так же, как и в иркутском спектакле, значится либретто Вячеслава Вербина и Олега Солода, и музыка знаменитого театрального композитора Марка Самойлова, для которого эта работа стала последней в жизни.

Впрочем, спектакль, поставленный на Алтае, по словам режиссера, от иркутской постановки отличается в корне. «Тут другая природа, я еще раз убедился, что драматический и музыкальный – это два совершенно разных театра, – говорит Владимир Подгородинский. – Во-первых, все это играется под живой оркестр, артисты по-другому двигаются, поют. Это совершенно разные жанры».

В центре сюжета – уникальный в своей противоречивости образ Егора Прокудина, вора-рецидивиста, который выходит из тюрьмы и пытается отказаться от преступного прошлого. В свободном мире его ждет деревенская женщина Люба, с которой он познакомился по переписке, находясь в тюрьме, но и друзья из уголовного мира тоже не хотят отпускать его. Егор и есть тот самый блудный сын, не сумевший прожить жизнь праведно, но желающий покаяться и попытаться вернуться к нормальной жизни. «Шукшин сделал то, чего, пожалуй, до него не делал никто в советской литературе, – говорит Владимир Подгородинский. – Такого противоречивого героя до Шукшина никто не писал. Егор мечется между дьяволом и Богом, и это противоречие в буквальном смысле разрывает его на части. Это такой редкий, на мой взгляд, тип именно русского человека. И передо мной, как перед режиссером, стояла задача проследить этот путь – от глубочайшего падения до соприкосновения с Богом».

Для Владимира Подгородинского, по его словам, «Калина красная» всегда была вариантом библейской притчи о блудном сыне. Когда он думал над названием спектакля, этот вариант возник сразу. Поэтому, чтобы у зрителей не возникало прямых ассоциаций с одноименным советским фильмом, который поставил и сыграл в нем главную роль сам писатель Шукшин, он решил изменить оригинальное название. Как и библейская притча, спектакль петербургского режиссера – о возвращении к вере, но и о возвращении бывшего заключенного к нормальной жизни, которая, по мысли постановщика, невозможна без веры в Бога. «Главный герой – это человек, который искал веру, истину и любовь, – признался Владимир Подгородинский перед премьерой. – Я даже специально попросил либреттиста Вячеслава Вербина написать для этого спектакля номер под названием «Блудный сын».

В основном составе роль главного героя досталась народному артисту России Владимиру Яковлеву, который признался, что даже думал отказаться от нее, поскольку не хотел на сцене соперничать с Василием Шукшиным, самим сыгравшим Егора Прокудина в легендарном фильме. Однако его работа в спектакле, конечно, другая. Яковлев играет Прокудина прежде всего как человека сильного, уверенного в себе, лидера по жизни, и именно поэтому смерть героя в финале кажется такой трагической – все успевают поверить в то, что эта история будет иметь счастливый финал.

Антон КОКИН


Все новости группы