июнь
июль
август
сентябрь
01
пн
02
вт
03
ср
04
чт
05
пт
06
сб
07
вс
08
пн
09
вт
10
ср
11
чт
12
пт
13
сб
14
вс
15
пн
16
вт
17
ср
18
чт
19
пт
20
сб
21
вс
22
пн
23
вт
24
ср
25
чт
26
пт
27
сб
28
вс
29
пн
30
вт
31
ср
01
чт
02
пт
03
сб
04
вс
05
пн
06
вт
07
ср
08
чт
09
пт
10
сб
11
вс
12
пн
13
вт
14
ср
15
чт
16
пт
17
сб
18
вс
19
пн
20
вт
21
ср
22
чт
23
пт
24
сб
25
вс
26
пн
27
вт
28
ср
29
чт
30
пт
31
сб
01
вс
02
пн
03
вт
04
ср
05
чт
06
пт
07
сб
08
вс
09
пн
10
вт
11
ср
12
чт
13
пт
14
сб
15
вс
16
пн
17
вт
18
ср
19
чт
20
пт
21
сб
22
вс
23
пн
24
вт
25
ср
26
чт
27
пт
28
сб
29
вс
30
пн

ИНТЕРВЬЮ: «НЕ УГАСНЕТ К ТЕАТРУ ИНТЕРЕС»

27 марта 2024

ИНТЕРВЬЮ: «НЕ УГАСНЕТ К ТЕАТРУ ИНТЕРЕС»

Интервью интернет-изданию «Слово» 

  1. Какие новшества в сфере культуры могут быть важны для сохранения роли театра в обществе?

Сейчас, во времена бесконечного информационного шума и великого множества развлечений, нам особенно важно сохранять зрительский интерес к театру. Как к искусству, как к выражению культурных ценностей, как к досугу, как к профессии. Важно, чтобы разрабатывались новые проекты и механизмы взаимодействия с публикой как на государственном уровне, так и самостоятельно каждым конкретным театром.

Из новых масштабных культурных инициатив хочется, конечно же, отметить программу «Пушкинская карта». Это действительно эффективная идея, которая помогает вовлекать юное поколение в мир искусства и знаний, культурную жизнь. Могу с гордостью сказать, что сейчас наш театр лидирует среди учреждений культуры Иркутской области по реализации билетов в рамках программы «Пушкинская карта». И за этим стоит огромная работа. Мы подключились к проекту одними из первых, разбирались с различными сложными техническими нюансами, делились опытом с коллегами и даже разработали новый культурно-образовательный проект «Театр+» специально для держателей «пушкинских карт». Мы приглашаем ребят сходить на экскурсию в музей или прослушать лекцию в библиотеке об истории или литературе, а затем прийти к нам в театр на спектакль. В осуществлении этой задумки нас поддержали коллеги из учреждений культуры – это Музей декабристов, Иркутский художественный музей им. В.П.Сукачева, Библиотека им. И.И.Молчанова-Сибирского, Культурный центр Александра Вампилова, Библиотека им. И.Ю.Уткина. Нам очень помогают учителя, классные руководители, кураторы из учебных заведений. Сейчас есть пять тем: «Декабристы», «Островский», «Гоголь», «Вампилов», «Есенин». Мне кажется, всем вместе нам удалось запустить целое образовательное движение, которое направлено на привлечение молодежи в театр, музей, библиотеку.

Огромную помощь в сохранения интереса к театру играет и развитие грантовой системы, государственных и частных инициатив, которые финансово могут поддержать идеи театральных коллективов. В 2022 году благодаря гранту Президентского фонда культурных инициатив мы обновили наш Театральный музей, превратив его в яркое и современное образовательное пространство, а в 2023 году представили наш просветительский проект для детей «Прокофьев+», который поддержал «Российский фонд культуры». Здорово, что у культурных организаций есть возможность участвовать в подобных конкурсах.

Музыкальному театру всегда сложно и затратно организовать полномасштабные гастроли, ведь нужно обеспечить проезд и проживание 150 человек, перевозку декораций, костюмов, аппаратуры. А ведь любому театру хочется расширять географию своих творческих поездок, знакомиться с новыми зрителями, радовать их своими спектаклями. Наш коллектив несколько лет подавал заявку на участие в Федеральной программе «Большие гастроли» и, наконец, в этом году ее одобрили – осенью покажем в Омске наши лучшие спектакли. Для нас это очень радостная и приятная новость, мы с нетерпением ждем этой поездки! Всех приглашаем!

  1. Как театр осуществляет выбор тем для постановки?

Планируя будущие премьеры, мы решаем, какое место тот или иной спектакль займет в нашем репертуаре. Как он соответствует нашим творческим потребностям и возможностям: интересен ли нам художественно этот материал, есть ли артисты на роли, увлечет ли их работа в нём. Ведь когда исполнителям нравится материал, то и играют они с удовольствием. В результате получается сильный, эмоциональный, атмосферный спектакль. И, конечно же, мы всегда думаем, что будет интересно зрителям. Следим, на какие спектакли охотнее всего ходят, о каких чаще всего говорят, на что есть запрос. Контакт с аудиторией помогает нам лучше понять, что стоит предложить.  Например, в нашем репертуаре есть мюзикл «Мэри Поппинс, до свидания!». Светлый, сказочный, поучительный, на него ходят целыми семьями. Дети, родители, бабушки, дедушки – все проводят время вместе в театре. И это замечательно! Каждый показ – неизменный аншлаг. Многие люди приходят по несколько раз. Именно поэтому мы решили, что в репертуаре театра нужен ещё спектакль для семейного просмотра. Так родился мюзикл «Белый Клык» по знаменитой повести Джека Лондона. Классика, в которой раскрываются темы взросления, добра, человеческого тепла.

Также мы стремимся к тому, чтобы в репертуаре появлялись спектакли, связанные с нашим родным краем, с Иркутской областью, а для музыкального театра такие произведения найти не так просто. Сейчас в нашем творческом арсенале есть мюзикл «Декабристы», в котором специально для нас дописали линию о пребывании Трубецкого в Иркутске. Этот спектакль стал шестикратным номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая Маска». Есть лирико-комическая опера «Старший сын», в основе которой пьеса нашего выдающегося земляка Александра Вампилова, есть замечательная музыкальная комедия «Любовь и голуби» по мотивам одноименного произведения ещё одного нашего сибирского драматурга – Владимира Гуркина.

  1. Как современная литература влияет на творческий процесс в театре?

Современная литература богата разнообразными жанрами и формами. Если раньше мы могли соотносить какой-то период истории с определенными литературными течениями, открытиями и новшествами, то в нынешней литературе одновременно рождаются и прекрасно соседствуют реализм, мистика, фантастика, фольклор, лирика. С современными пьесами театру легче быть более свободным, изобретательным и в хорошем смысле раскованным, ведь над постановщиками ещё не висит груз зрительских ожиданий, которые всегда сопровождают постановки популярных классических пьес. Зачастую театр становится площадкой для первой встречи литературного произведения и публики. Поэтому, как мне видится, между современной литературой и театром, как минимум драматическим, тонкий и продуктивный диалог. К сожалению, музыкальному театру находить свежий материал всегда сложнее, ведь помимо интересной истории необходима и соответствующая ей музыка. Но такой запрос точно есть! Мы всегда открыты к экспериментам и работе с молодыми драматургами и композиторами.

  1. Как вы считаете интерес публики к театру в 21 веке вырастет или угаснет?

Могу уверенно сказать, что интерес публики к театру совершенно точно не угаснет. Это уникальное искусство, заменить которое не смогло и не сможет ни одно другое. Театр будет меняться, совершенствоваться, взаимодействовать с другими творческими формами, становиться ещё более диалектичным, интерактивным. Неизменным, на мой взгляд, должно остаться живое взаимодействие актёра и зрителя, ведь это сущность театра, его естество, зерно, из которого он произрастает.

Поделиться: